Storonni avtor on 2nd Август 2010

На страницах нашего сайта мы предлагали и предлагаем всем желающим сообщать известные им данные об истории села, о выдающихся гвоздовчанах, о значительных исторических и более современных сельских событиях и о наших современниках, о которых на Ваш взгляд следует рассказать, о селянах-участниках войн.

К сожалению, таких материалов поступило очень мало, поэтому еще раз обращаемся к тем, кто не равнодушен к селу, его истории, к тем, кто является человеком, который помнящим свое родство: если Вы имеете материалы, документы, фото, другие сведения, пришлите их нам по электронной почте, или обычной почтой в адрес сельского совета с пометкой: «Для сельского сайта» (адреса на странице «Контакты»). Оригиналы фотографий и документов обязательно будут возвращены.

А сегодня мы публикуем краткую историческую информацию о священнике Гвоздовецкой церкви Лампадии Озерянском. Эту информацию нам прислал Алексей Степанович Мандзяк — ученый, довольно известный писатель, автор книг по этнографии традиционных боевых искусств. А.Мандзяк значительную часть своей жизни прожил в селе Ломачинцы и в городе Новоднестровске, в настоящее время проживает в Беларуси, и он не равнодушен к истории всей Сокирянщины.

Священник Озерянский

автор Алексей Мандзяк

Как мне известно, в 1890-х годах (более точной даты не знаю) в Гвоздовцах священником был Лампадий Озерянский. Человек с огромным багажом знаний и невероятными организаторскими способностями. Вместе с тем ему удавалось заботиться о прихожанах своего села и вести миссионерскую и просветительскую деятельность не только в Гвоздовцах, но и за пределами села. Он искренне жертвовал деньги на различные благотворительные проекты неприбыльным общественным организациям, например — Семинарскому Трехсвятительскому братству, которое было образовано в феврале 1880 г. для помощи бедным ученикам Кишиневской семинарии. Во многом, благодаря о. Л.Озерянскому, жителям Гвоздовцов была выказана благодарность «с выдачею установленных грамот» (согласно «Списку лицам духовного и светского звания, которым за заслуги и пожертвование по духовному ведомству, определением от 31 мая — 12 июня 1890 года за № 1251, представлено благословение Святейшего Синода». Определение Святейшего Синода // Церковные ведомости. — Спб., 1890. — № 34. — С. 371.).

Семья бессарабского священника второй половины ХІХ-го века

В его практике имели место несколько случаев перекрещения иноверцев (иудеев и римо-католиков) в православную веру. В качестве одного из примеров можно привести следующий: «Присоединены к православию. 20 октября [1890 г.] священником села Гвоздоуць, Хотинского уезда Лампадом Озерянским дочь мещанина м. Бричан Сура Гондельман, девушка 18 лет, иудейского вероисповедания». (Кишиневские епархиальные ведомости. — Кишинев, 1890. — № 22. — С. 969)

Большим почетом о. Лампадий пользовался среди других местных священников и дьяков. Так, в 1887 году священник Иоан Полянский, пригласил его на праздник освящения каменной церкви Святоуспения Пресвятой Богородицы в селе Шебутинцы. В 1892 году накануне освящения новой церкви в селе Непоротово «вечером произведена была торжественная Всеношная священником Лампадом Озерянским и дьяком» (Праницкий Д. Освящение церкви в с. Непоротове Хотинского уезда // Кишиневские епархиальные ведомости. — Кишинев, 1892. — № 10. — с. 240.).

Прибавить к сказанному можно и то, что отец Лампадий дружил с многими священниками Хотинского уезда и вообще Бессарабии, например, с Миной Черноуцаном (местечко Сокиряни), Михаилом Онуфриевичем (село Романковцы), Георгием Гербановским (село Селище). Его услугами, как одного из респондентов относительно старообрядцев Секурянской волости, пользовался митрополит Арсений (в миру Авксентий Георгиєвич Стадницкий), известный историк церкви, в те времена редактор Кишиневских епархиальных ведомостей (1888-1896 г.г.).

На фото справа — Мария Авксентьевна и Георгий Стадницкие. Мария Авксентьевна из рода священников Черноуцан. Георгий Стадницкий, примерно в середине ХІХ ст. служил в с. Комаров современного Кельменецкого района, где кстати 22.01.1862 г. родился их сын – уже упомянутый Стадницкий Авксентий Георгиевич — будущий митрополит Ташкентский и Туркестанский Арсений.

==================

Информация об авторе: Алексей Степанович Мандзяк является автором значительного количества исследовательских изданий, среди которых можно, в том числе указать:

·Воинские традиции народов Евразии. – Минск: «Харвест»; Москва: АСТ, 2002. – 384 с.

·Боевые искусства Европы. – Минск: «Современное слово», 2005. – 352 с.

·Славянские воинские искусства: От культа Земли к воинскому поединку. – Минск: «Харвест», 2006. – 320 с.

·Бойові традиції аріїв: На шляху до реалій українських бойових мистецтв. – Тернопіль: «Мандрівець», 2006. – 272 с.

·Боевая магия славян. – Минск: «Харвест», 2007. – 544 с.

·Воїнсько-фізичне виховання аріїв: Народні ігри в практиці українських бойових мистецтв – Тернопіль: «Мандрівець», 2007. – 208 с.

·Воины ислама: Воинские и боевые искусства мусульманских народов. – Минск: «Книжный дом», 2007. – 416 с.

Мітки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

1 коментар к “Село и люди: священник Озерянский”

  1. Наталья и Сергей
    21st Декабрь 2016 в 20:31

    Алексей! Радуемся за тебя безмерно и гордимся твоими успехами! Помню твои любознательные глаза, но будущего писателя в тебе я не разглядела… » Не секите юношу»,- говорили древние. Не надо было тебе ставить тройки. как я недальновидно поступала! Почему твои книги изданы в 2007 году. Новые пишешь? Успехов тебе и здоровья!
    Твои бывшие учителя Сергей Иванович и Наталья Михайловна

Залишити коментар