Михалевич Елевферий Елисеевич (1851 – 1901) родился в с. Гвоздовцы, в многодетной семье местного священника Елисея Лукича (1808 г.р.) и матушки Евфимии Степановны (1816 г.р.) Михалевичей. По официальным данным, произошло это 2 января 1851 г[1]. Из записей «Исповедных росписей о людях Православнаго Исповедания бывших и небывших у святого причастия за 1821-го по 1852-й годов Хотинскага уезда селения Гвоздоуцъ по Архангело Михайловской церкви» становится известно, что в реальности Елевферий Елисеевич родился на год раньше – в 1850 г. Оттуда же мы узнаем, что Елевферий был младшим из детей. На момент его рождения у о. Елисея и матушки Евфимии уже были дочери Александра (1836 г.р.), Фекла (1843 г.р.), Анна (1844 г.р.) и сын Ермоген (1848 г.р.)[2].

Священник Елисей Михалевич стремился, чтобы его дети получили достойное образование. Именно по настоянию отца Елевферий поступил на обучение Кишиневское духовное училище, а после в Кишиневскую духовную семинарию, которую успешно окончил в 1873 г. В этом же году он поступает в Киевскую духовную академию, обучение в которой, со званием действительного студента, оканчивает в 1877 г.

20 января 1878 г. его назначают на должность учителя русского и церковно-славянского языка в Кишиневском духовном училище. С 20 ноября 1878 г. по 1 августа 1880 г. работал в должности помощника смотрителя Единецкого[3] духовного училища. Затем, с 15 августа 1880 г. по 30 июля 1883 г. вторично проходил службу в должности учителя русского и церковно-славянского языка в Кишиневском духовном училище[4].

Находясь на указанных должностях, Е.Е. Михалевич продолжает самообразование, много читает старых книг по религии, истории и археологии, изучает иностранные языки. Много времени проводит в архивах. С 28 марта по 11 апреля 1881 г. по распоряжению архиепископа Сергия (Ляпидевского)[5], был в командировке – осматривал древние церкви в Бессарабии и составлял метрики о таких церквях для предоставления в академию художеств.

31 августа 1881 г. советом Киевской духовной академии Елевферий Елисеевич Михалевич был удостоен звания кандидата богословия. Его сотрудничество с академией продолжалось на протяжении многих годов, вплоть до самой смерти. К примеру, усилиями Е.Е. Михалевича был пополнен археологическими находками Церковно-археологический музея при Киевской духовной академии[6]. В частности, из публикаций в Известиях Церковно-археологического общества при Киевской Духовной академии, известно, что в 1892 г. в музей и библиотеку последовали следующие поступления:

«От члена-корреспондента, преподавателя Кишиневской духовной семинарии Елевферия Елесеевича Михалевича: 1) рукописная физика на молдавском языке, прошлого столетия, с интересными в конце каббалистическими примечаниями; 2-3) два бронзовых наконечника стрел, из коих один найден в земле около села Дресличен[7], Кишиневского уезда, в верстах 15 от Кишинева, а другой найден в земле при распашке около деревни Моровой, Оргеевского[8] уезда; 4) бронзовая душка от серьги, найденная жертвователем в земле около села Требужен, Оргеевского уезда; 5-9) пять серебряных монет, из коих одна золотоордынская, одна чешская Венцеслава III, одна венгерская Матфея и две молдавские  Стефана Великого, найденная на месте Старого Орхея[9], около села Бугучен, Оргеевского уезда; 10) обратная сторона медного складного энколпиона, с изображением Богородицы, молитвенно воздевшей руки, и надписями: «Стая Богаоце помагай, Козма, Демян», и проч. найденная в селе Требуженах; 11) обратная сторона подобного энколпиона с изображением Богородицы, распростершей молитвенно руки, и символами евангелистов, найденная в земле, в местности называемой «Скитом», где теперь фруктовый сад одного собственника-резеша Ивана Албу и доселе сохраняются остатки маленькой церкви, груда сложенных камней на месте престола и остатки каменных надгробных крестов»[10].

14 июня 1883 г. Елевферий Михалевич избран правлением семинарии и утвержден епарх. архиерей. преподавателем всеобщей и русской гражданской истории в Кишиневской семинарии. В 1885, 1886, 1887, 1888 и 1889 гг. несколько месяцев временно исполнял должность инспектора Кишиневской духовной семинарии. С 27 августа 1890 г. по 1900 г. состоял преподавателем закона Божия (законоучителем) в Кишиневском женском частном училище Н. Годлевской, впоследствии Кишиневской женской гимназии княгини Натальи Григорьевны Дадиани. С 8 августа 1898 г. состоял членом педагогического собрания правления Кишиневской духовной семинарии.

В эти же годы в Кишиневских епархиальных ведомостях печатаются его исследования по истории Бессарабии, в которых он оперирует большим фактическим материалом, углубленным изучением исторических фактов и данных: «Молдовлахийские господари из греков…»[11], «Курковский монастырь»[12], «Сказания молдавских летописцев о происхождении молдован и об основании молдавского княжества»[13] и «Былое Бессарабии»[14].

Его труды получили положительную оценку многих известных историков Российской Империи. Так, собранная Е. Михалевичем информация относительно церквей Бессарабии были задействованы в работе В. Курдиновского «Список древнейших церквей Бессарабской губернии»[15]. Исторические исследования Е. Михалевича были использованы в посмертном издании Помпея Николаевича Батюшкова (1811 – 1892) «Бессарабия. Историческое описание. Посмертный выпуск исторических изданий П.Н. Батюшкова. – СПб., 1892.».

Консультациями Е. Михалевича, как авторитетного местного историка и краеведа пользовались приезжие ученые. Так, например, его услугами воспользовались литератор, историк и археолог Митрофан Иванович Городецкий (1846 – 1893) и профессор Киевской духовной академии, писатель и историк Николай Иванович Петров (1840 – 1921), которые в 1890 г. путешествовали по Бессарабии. М.И. Городецкий в описании этой поездки опубликованной в «Историческом вестнике» об этом пишет следующее:

«Как знатоков местности и любителей истории края, нам рекомендовали преподавателей местной духовной семинарии Е.Е. Михалевича и А.Г. Стадницкого[16]. Оба они посетили важнейшие пункты Бессарабии и производили археологические изыскания. В одну из таких поездок первый из них, года три тому назад, нашел в селе Бутученах Оргеевского уезда, несколько древних монет, и в том числе две весьма редкие монеты молдавского господаря Стефана Великого с славянской надписью[17]

Для переговоров об исторических памятниках Бессарабии мы были приглашены в дом Е.Е. Михалевича. Здесь, среди разговоров по интересовавшим нас предметам мы впервые услышали церковно-молдаванский напев»[18].

В середине 1890-х годов, по неизвестным нам причинам Елевферий Елисеевич решает посвятить свою дальнейшую жизнь служению Богу и церкви. 5 мая 1896 г. рукоположен в дьякона, а уже 5 мая в сан священника к Кишиневскому кафедральному собору сверх штата. На этом поприще он был награжден скуфией и набедренником. За свою преподавательскую и общественную деятельность также был награжден орденами св. Станислава и св. Анны 3-ей степени, а также медалью в память Императора Александра III. С 8 февраля 1894 г. – статский советник.

Был женат на Надежде Андреевне, урожденной Руссо, воспитаннице полковницы Софии Корчевской[19].

Скончался Елевферий Елисеевич Михалевич 21 июля 1901 г. в Кишиневе.

Алексей Мандзяк


[1] Список ректоров и инспекторов Кишиневской духовной семинарии за время столетнего (с 31 января 1813 г.) существования ее // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1911. – № 27. – С. 1006.

[2] Исповедные росписи о людях Православнаго Исповедания бывших и небывших у святого причастия за 1821-го по 1852-й годов Хотинскага уезда селения Гвоздоуцъ по Архангело Михайловской церкви. Выписки из книги предоставлены Олегом Петровичем Кучерявым.

[3] местечко Единцы (молд. – Единець), ныне город, районный центр Молдовы

[4] Административный строй Кишиневской духовной семинарии по уставу 1801-14, 1867 и 1884 г. // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1913. – № 6. – С. 272.

[5] В миру – Ляпидевский-Каркадиновский Николай Яковлевич (1820 – 1898).

[6] Указатель Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии / Сост. Н.И. Петров. – Второе издание, исправленное и дополненное. – Киев, 1897. – С. 233.

[7] с. Драсличены  (молд. – Дрэсличень)

[8] Оргеевский район Молдовы

[9] г. Оргеев Молдовы

[10] Известия Церковно-археологического общества при Киевской Духовной академии // Труды Киевской Духовной академии. – Том 1. – Киев, 1892. – С. 675 – 676.

[11] Михалевич Е. Молдовлахийские господари из греков… // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1883 № 17. – С. 574 – 590; № 19. – С. 653 – 663; № 21 – С. 733 – 745.

[12] Михалевич Е. Курковский монастырь  // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1896. – № 7. – С. 217 – 226; № 8. С. 246 – 249; № 9. С. 278 – 290; № 10. С. 311 – 318.

[13] Михалевич Е. Сказания молдавских летописцев о происхождении молдован и об основании молдавского княжества // Кишинеские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1898 № 11. – С. 342 – 347; № 12. – С. 380 – 385;  № 13. – С. 413 – 420; № 14–15. – С. 458 – 465.

[14] Михалевич Е. Былое Бессарабии // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1903  № 10. С. 263 – 276; № 11. – С. 304 – 314; № 14.- С. 389 – 396; № 15-16; № 19. – С. 457 – 505; № 20. С. 527 – 545.

[15] Курдиновский В. Список древнейших церквей Бессарабской губернии // Труды Бессарабского церковно-историко-археологического общества/Под ред. В. Кудриновского. – Кишинев, 1909. – Вып. 1. Курдиновский Василий Григорьевич – надворный советник, кандидат Петербургской духовной академии, преподаватель русской словесности и истории русской литературы в Кишиневской духовной семинарии (с 1896 г.), видный общественный деятель в Бессарабской губернии конца XIX – начала XX в. Известен своїми исследованиями по истории и археологии Бессарабии. Отметим также, что В. Курдиновский с исследовательскими целями в 1906 г. посещал Секурянскую волость, в том числе с. Гвоздовцы.

[16] Стадницкий Авксентий Георгиевич, он же митрополит Арсений (1862 – 1936). В то время преподавал в Кишиневской духовной семинарии и редактировал «Кишиневские епархиальные ведомости».

[17] Эти монеты г. Михалевич передал профессору Н.И. Петрову, как дар Киевскому церковно-археологическому музею.

[18] Городецкий М.И. Поездка в Холм, Подолию и Бессарабию // Исторический вестник. Историко-литературный журнал. – Том 42. – Год одиннадцатый, декабрь. – Киев, 1890. – С. 787, 790.

[19] Список ректоров и инспекторов Кишиневской духовной семинарии за время столетнего (с 31 января 1813 г.) существования ее // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1911. – № 27. – С. 1007.

Мітки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Залишити коментар