Storonni avtor on 24th Травень 2011

Наш сайт недавно опубликовал статью о гвоздовецких землевладельцах и арендаторах. Один из бывших гвоздовецких помещиков – Бибери Платон Иванович родился в 1873 году. Унаследовал Гвоздовцы с землей, водами и лесами от своих родителей. Всего он владел в царские времена 1113-тью десятинами земли, в том числе, кроме Гвоздовцов – в селе Бырладяны (ныне Бырлэдень – Окницкий район Молдовы). Часть земель в Гвоздовцах (533 десятины) принадлежала брату Платона Ивановича – Дмитрию Ивановичу, который к тому же владел и еще 1497-тью десятинами земли в селе Ружница Сорокского уезда (ныне Окницкий район Молдовы) и в селе Мендыкивцы (ныне – Алексеевка Сокирянского района). Крестьяне называли его Бибер.

Бибери П.И. имел чин колежского асессора, был членом губернского и Сорокского уездного земств, а также Губернской Казенной Палат.

В период с 1917 года до 1920 года скрывался в Румынии. В 1920-м году вернулся, но румынская власть только в 1922 году наделила ему 100 га. пахотной земли, а также вернула ему искусственные пруды и леса, которые считались парками. В период с 1922 года до июня 1940 года Бибери П.И. успел распродать значительную часть своей земли людям, которые приобретали ее у него под застройку и под огороды.

Этого помещика крестьяне всегда считали хорошим человеком и хорошим помещиком. Он был добрым и довольно нежадным человеком. Крестьяне всегда приглашали его на свадьбы, на празднование рождения ребенка, крестины. И он приходил, да еще и обязательно с довольно дорогим подарком. Как правило, он дарил какой-то, хотя бы и не большой, участок земли, приходя на празднование с уже готовой дарственной.

В 1944 году (по другим сведениям – в 1940-м году) П.И. Бибери был арестован (как крупный землевладелец) и отправлен в ссылку (якобы на Чукотку), где и жил до самой смерти.

В период с 1912 до 1940 года П.И. Бибери писал стихи, переписывался с известными литераторами. Некоторые из этих стихов были опубликованы. Известны несколько сборников его стихов: (Бибери П.И. Мелкие стихотворения П.Бибери. Одесса: Типография «Труд» В.Семенова, 1886. – 32 c.; Бибери П.И. Стихотворения. Кишинев: Тип. М.Р. Авербуха, 1910. – 90 с.; Бибери П.И. Стихотворения. Могилев-Подольский: Тип. Кац, 1915. (Обл.: 1916). – VII, 435 с.)

Стихи в свое время записал и сохранил житель с. Романковцы М.Ф. Бурдейный (1901 года рождения). Предлагаем читателям несколько стихов П.И. Бибери на языке оригинала, то есть – на русском.

Романковецкий журналист, писатель, краевед и поэт Василий Васильевич Гандзий перевел стихи Бибери П.И. на украинский язык. В таком виде они опубликованы на украиноязычной страничке нашего сайта.

Усадьба Дм. Ив. Бибери в с. Ружница (Молдова)

По нашему мнению, эти стихи имеют скорее историческое, чем литературное значение, но об этом каждый пусть сам судит… Вдобавок, следует иметь в виду, что стихи были записаны по памяти и не исключено, что некоторые фразы и обороты просто неверно записаны. Старых публикаций мы пока что не нашли.

“Бессарабия” (1915 г.)

Бессарабия – край родимый

Непохожий на другой

Богом издавна хранимый

Край испытанный судьбой.

Ты бедна, ты и богата

Ты культурна, ты дика.

Незаметная когда-то

Стала ныне велика.

Полудикий край обширный

Где Хотин – где Измаил?

Аккерман, за ним Бендеры

И Сороки и Хотин…

Генуэзской славной эры

Сохранили ряд твердынь

У подножья их стального

Быстротечный извилистый Днестр бежит

Хоть тебя и населяют

Крови разной племена,

Но давно в России знают

Как монархам ты верна

Русский, грек и молдованин,

Армянин, еврей, поляк, хохол

Из степных твоих окраин

Лечь готовы за престол

Стала ты под власть Римской

Понемногу процветают

На Империи исполинской

Колонистов принимают

Исторических событий

Много ты пережила

Здесь средь Вас бродил Овидий

Аккерманские поля

И другой певец Великий

Эти степи посетил

В них цыганский табор дикий

Стих поэта вдохновил

Ты судьбе своей послушна

В Турцию долго слала дань

И с Молдавией нерозлучна

С ней в одну сливалась грань.

И настал год (1812) незабвенный

Ты узнала русский стяг

Александр Благословенный

Пожелал тебе всех благ

И в Короне засияла

Ты российского вождя

Над тобой уже настала

Процветания заря.

Дочь приемную Россия

К груди нежно обняла

Ты объятья дорогия

С чистым сердцем приняла

Мировой суд, суд присяжных

Граждан новых воспитал

В тяжбах – крупных, маловажных

Голос правды зазвучал.

Где живут отцы и деды,

Где теперь их дом и сад

Много уж тому столетий

Был селений диких ряд.

Взору мил в тени садовой

Хат побеленных уют

И на крыше камышовой

Аистов гнезда приют

Я люблю твои долины

Виноградники, леса,

Черноземные равнины,

Голубые небеса.

С дней весенних в плуге

Шествуют волы,

И грачи вслед неизменно

Гадов ловят из земли.

Стада вольные пасутся

Вдоль долинок и холмов,

Звуки дудок раздаются,

Загорелых пастухов.

Прошло сто лет,

Как долг народа

Благодетелю земли

В честь двенадцатого года

В Кишиневе возвели.

Славы памятник отменный

Новый Ксиминисса труд

Линий мыслей вдохновенный

Взоры издали влекут.

Город, земство и дворянство,

Заслужонные чины –

Вы слились в одно убранство

Летней формы белизны.

Царь высокий и державный

Перед бронзовым владыкой-предком

Царственным своим

Он колени приклонил

Как пал вниз полог холстяной

День был радости великой

Солнцем июльским залитым

Вслед с высокою семьею

Мать царица с дочерьми

С бесконечно милым сыном

Счастьем Родины семьи

Прибыл царь к дворянам в зал

Осчастливил всех рукою,

Словом, речью обласкал.

Царь наш добрый, Царь наш правый,

Царь правдивый, Царь любви,

Мы с тобою только живы,

Все дадим – лишь призови!

____________________________________________

На снятие церковных колоколов (июнь, 1915 г.)

Все тот же Божий мир…

Как прежними годами,

Проводит пахарь день

Над рыхлой бороздой.

Все также стелят косари

Траву волнистыми рядами

Отточенной косой.

Старинный колокол

Всю ночь не дремлет

На башне храмовой.

Годами недвижим

И мнится ему та жуткая година,

Когда рать севера на Русь

Полки вела

И по велению монарха – исполина

В орудья грозны лились колокола.

И думал он с дубовых балок

Меня тяжелого снесут.

И буду я бездомный, жалок,

Куда-куда меня везут?

Не буду чуда воскресенья

В дни Пасхи громко прославлять

Не буду свадебного песнопенья

Веселым звуком покрывать

Не буду больше скорбным стоном

Мирян в могилу провожать.

Близка – близка моя могила

И мне ее не миновать.

Со мной товарищи меньшие

В огне жестоком пропадут,

Прощайте, други дорогие,

Прощай храм Божий – мой приют!

_______________________________

Жатва

Выходите люди в поле,

Хлеб на славу наш поспел.

В эти дни гулять на воле

Лишь богатого удел.

Выходите спозаранку

Выходите всем селом,

Отточите остро косы,

Чтобы россы мокли

В хлебе золотом.

В полдень жаркий разложите

Заслужонный завтрак свой,

А потом залягте в жите

Под душистою копной.

От царапин, от стерни

Покраснели ноги босые у жниц.

Ничего, что почернели –

их умоют у криниц.

Недаром время это названо страдою

На поле труд, косьба идут обычной чередою.

За что игру и шутку с крошкой хлеба

За тяжкий грех считает наш народ.

На верхнем снимке – старый дом помещика Бибери в с. Гвоздовцы (в настоящее время – на территории пограничной заставы).

Выражаем признательность В.В. Гандзию и О.Мандзяку за помощь в подготовке материала для этой публикации

Мітки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Залишити коментар