Овладевая секретами древнего и волнующего
дела изготовления писанок, ученики Сокирянской художественной школы и, в частности, воспитанники класса, который функционирует в Коболчине, не раз приятно удивляли общественность на разных творческих выставках и конкурсах своими удивительными весенне-пасхальными произведениями: разрисованными, а то и вышитыми цветными нитями, или вырезанными из бумаги писанками. Кто имел возможность рассмотреть их, не сдерживал своего восхищения: « Ну, молодцы!», «Вот так, красота!»…
И авторы сияющих солнцем творений и их учителя-наставники не проявляли свою радость от похвал, а скромно объясняли, что лучшие достижения еще впереди. Затем погружались в творчество и делали новые шаги на пути к мастерству.
Однажды на занятиях разговор зашел о местных гончарах, которые еще с 1447 года, когда село относилось к Молдавскому княжеству, объединились в ячейку и мастерили изделия из глины, которыми пользовались в быту. Это были миски, макитры, горшки, кружки и другие вещи. Кто-то из учеников подал идею: а что, если попробовать изготовить из глины писанки? Их поддержали преподаватели, которые имеют высшее педагогическо-художественное образование, Светлана Васильевна Гонца и ее сын Виктор Андреевич Гонца, ведь тему гончарства описывали даже в своих дипломных роботах.
В скором времени, ознакомившись с материалами о возникновении керамической писанки, все узнали, что традиция разукрашивать яйца в Украине имеет довольно древнюю историю. Известно, например, что прообразы современных керамических писанок находили во время археологических раскопок времен трипольской культуры V-ІІ тис. до н.э. Причем не где-то далеко от наших мест, а совсем рядом — возле села Лука Врублевецкая, что на Днестре (теперь затоплено водохранилищем).
Здесь было найдено несколько керамических яиц с так называемыми торохкальцами — маленькими камешками, которые свободно позванивали (тарахтели) внутри яйца и тем самым, очевидно, отпугивали злых духов. Ученые увидели на керамике орнаментальные рисунки, которые очень напоминают орнамент на современных писанках.
Эти факты еще больше вдохновили юношей и девушек на осуществление своего замысла. В школе рассказывают, что из многих занятий, проведенных в последнее время, всем особенно понравился открытый урок Виктора Гонцы по предмету по выбору — «Керамика», который назвали «Сокровища древнего ремесла». На него пригласили опытного местного мастера-гончара Василия Ивановича Николайко и его жену Ольгу Николаевну, которая занимается росписью изделий и фактически является своеобразным дизайнером керамической посуды, выходящей из-под рук мужа. От них дети узнали немало секретов работы с глиной, получили мастер-класс по изготовлению изделий на гончарном круге. Все с увлечением наблюдали, как в умелых руках мастера создавался горшок, кувшинчик или миска, без которых не обходились ни в одной хате. Поочередно юноши и девушки и сами садились за круг и приобщались к созданию чуда. Одновременно расспрашивали у гостей о керамических писанках, так как предстояло на гончарном круге воплотить в жизнь свою непростую ученическую идею.
После этого занятия дело это выглядело довольно простым, но вместе с тем и еще более сложным, чем казалось, ведь в глине было необходимо выдержать форму изделий, соблюсти пропорции сферичности. Еще одна часть сложностей заключалась в нанесении прочерченного орнамента, своеобразной резьбы по глине, созданию тематических рисунков или композиций из лепнины. Затем самое главное — удачно подсушить, обжечь изделия в печи, чтобы они не потрескались, и потом еще и разрисовать их.
Работали неутомимо все, и наиболее инициативно и творчески — Диана Николайко. Под руководством преподавателя В.А. Гонцы она и специальную литературу изучила, и с компьютерными новинками ознакомилась, и своему дедушке и бабушке Николайкам полгода покоя не давала, упрашивая их помочь в осуществлении замысла.
Подбирали разную по пластичности и цвету глину, вместе пробовали вытягивать на круге из нее нужные формы, рассматривали их вблизи и издали. Говорит, что на первых порах многое не нравилось, приходилось переделывать, но наконец-то осуществили мечту.
И весело скользил взгляд всех, кто осматривал изделия, когда они подсыхали на полке. Со временем были переживания, о том, как «поведут себя» писанки в печи, не дадут ли трещин, не сильно ли уменьшатся в объеме…
К счастью все удалось, изделия были веселыми и обольстительными, хотя из 10-ти писанок одна все же не выдержала огненной закалки и дала трещину, очевидно, из-за того, что перед погружением в печь не успела надлежащим образом подсушиться.
Рассматривая эти непривычные керамические создания, сразу приходишь к мысли, что они очень схожи с обычными расписанными яйцами, а вот по размерам или, точнее сказать, по объему превосходят даже страусинные и напоминают округлую емкость на 5-6 литров. В диаметре наибольшие из них имеют 30 сантиметров, а в высоту достигают, наверное, все 50! Притронешься рукой к ним — и ощутишь дыхание и теплоту жизни, легенький перезвон, доносящийся откуда-то из глубины этих своеобразных замков-крепостей, родившихся из терракотовой глины.
Писанка — это символ весны, солнца, возврата природы к жизни. Поэтому творцы этого дива украсили изделия не только нанесением бороздок, линий, резьбы, «матовки», а и сделали на них тематические рисунки, разместили лепнину, небольшие скульптурки, которые сливаются в целостные композиции. На керамическом «яйце» можно увидеть церковный храм, ангелочков над ним, колокола, зажженные пасхальные свечи, полотенца. Одни писанки светятся солнцем и давними магическими знаками, другие сияют хрупкой цветочной росписью, иные демонстрируют присутствие райского птичьего мира и весенней радости.
Каждая писанка, кстати, имеет свое название, которое в определенной мере отображает ту или иную тематику: «Коляда», «Вербное воскресенье», «Пасхальные колокола», «Пасхальная», «Ангелочки», «Райские птички», «Цветочная», «Весенняя», «Подсолнечная». Все они — только первые творческие достижения художественной школы в гончарном ремесле, но с ними уже успели ознакомиться не только жители села, а и райцентра. Побывала коллекция керамических писанок и на областной выставке «Буковинський розмай» — 2013. Среди творческих работ, которые представлялись художественными школами и школами искусства, изделия Дианы Николайко из Коболчина было непревзойденным, она заняла первое место и получила самую престижную награду — Гран-при.
Теперь победительница и ее наставники — в новых творческих поисках. Сохраняя традиции местных гончаров и в содружестве с ними, они стремятся создать свой эскиз коболчинского кувшина ХХІ века, и вместе с тем достичь успехов в развитии керамической скульптуры небольших или малых форм. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Преподаватель В.А. Гонца показывал нам целую полку керамических скульптурок. В отличие от известных древнейших скульптурных изделий наших предков, имевших ритуальное, магическое значение, они создают впечатление произведений светского искусства: женщина-гончар за работой, казаки, сельская хата, молодая мать с грудным ребенком, скрипач, всем известные свистки или, по-местному, «чурупиты», статуэтки животных, птиц и прочие. Свой творческий задел коболчинцы стремятся пополнять новыми роботами. У них, в частности, есть также намерение развивать такое новое явление в буковинской керамике, как сложные многофигурные скульптурки, взяться за изготовление характерных для Украины национальных сувениров для туризма.
Верится, что эти и другие их замыслы сбудутся, ведь для этого есть все необходимое: хорошие условия, желание, творчество и, что очень важно — молодецкая сила.
Александр Чорный, директор Сокирянского исторического музея.
Фото автора.
Перевод на русский язык — сайт «Гвіздівці»
Мітки: археология, Бессарабия, Буковина, волость, Гваздауцы, Гвіздівці, Гвоздауцы, Гвоздівці, Гвоздовцы, география, Гонца, гончар, гончарство, гран-при, Днестр, изготовление, искусство, исследования, история, керамика, Коболчин, конкурс, краеведение, Молдавия, Молдова, Николайко, область, Пасха, писанка, победа, Поднестровье, прошлое, район, роспись, Северная, Секурянская, Секурянский, село, современность, Сокирянский, Сокирянщина, СССР, уезд, Украина, УССР, Хотинский, Черновицкая, этнография
14th Апрель 2014 в 21:44
Это действительно круто. Я такого еще не видел. Молодец, девченка!