Алексей Мандзякarhiv

01 ukr5В ноябре 1823 года полномочный наместник Бессарабской области, граф М.С. Воронцов (1782–1856) направил в Бессарабский Верховный совет предложение о проведении в области новой переписи населения, которая, по его мнению, должна была способствовать наведению порядка в деле налогообложения, улучшению контроля по сбору податей и земских повинностей.

Рассмотрев это предложение, Верховный совет признал существование различных беспорядков в отношении сбора податей и суммы земских повинностей, и то, что во многом они были связаны с отсутствием верной народной переписи. Началась подготовка к проведению переписи: в Кишиневе при Дворянском депутатском собрании была учреждена особая «Областная комиссия для составления новой переписи жителям Бессарабской области», которой подчинялись цинутные (уездные) комиссии. Главой областной комиссии был назначен предводитель Бессарабского областного дворянства Иван Михайлович Стурдза (1788 – после 1854). В Хотинском уезде ответственным за проведение переписи назначили помещика Иордаки Димитриу[1].

Перепись должна была произведена в течении 1824 года, в шестимесячный срок, во всех городах, местечках, селах, хуторах и других местах проживания поселян. Для помощи в ее проведении были привлечены околаши, дворники, помещики, управляющие имениями и посессоры. Были составлены и напечатаны специальные переписные формы, которые заполнялись в двух экземплярах. При этом, эти переписные листы (табели), членами комиссии были разделены не только по каждому населенному пункту в отдельности, но и по классам их обывателей. Отдельными списками подавались сведения о мазылах[2], рупташах[3], мещанах, царанах, армянах, выкрестах, евреях и иностранцах.

В ходе этой переписи, в Бессарабской области было учтено 114217 семейств, или около 582982 человека[4]. В Гвоздовцах в переписные листы были включены 127 семейств[5], из них – 124 семейства христианского сословия. Ниже приводим список внесенных глав семей – плательщиков податей:

  1. Яков Шолопало.

  2. Иван, Литвакив зять.

  3. Иван Рудик.

  4. Андрей Авузяк.

  5. Матей Савкив.

  6. Сава Федоров.

  7. Яким, Савкив брат.

  8. Иван Кушнер.

  9. Игнат Дечичин.

  10. Илько Шолопало.

  11. Данило Пиживский

  12. Федосий Ганзий.

  13. Штефан, отец Федосия.

  14. Дмитрий Гуцул.

  15. Семен Тымчук.

  16. Иван Семенов Тымчук.

  17. Костантин Гуцул.

  18. Афанасий Гуцул.

  19. Яков Онуфриев Блищатый.

  20. Федор Колесник.

  21. Яким Злагода.

  22. Иван Москалев.

  23. Василь Молюк.

  24. Василь Едынтыло.

  25. Яков Беженарь.

  26. Павло Писларив.

  27. Федор Криворучка.

  28. Василь, Гафенков зять

  29. Данило Бучкив.

  30. Иосип Никитов.

  31. Онуфрий Максимов.

  32. Иосип Димитров.

  33. Федор Москалив.

  34. Георгий Гангал.

  35. Федор Костишин.

  36. Василь Барчук.

  37. Феодосий Барчук.

  38. Евстафий Костишин.

  39. Григорий Барчук.

  40. Василь, Тарасьев зять

  41. Николай Олейник.

  42. Николай Кривовязый.

  43. Михайло Гангал.

  44. Яков Пиживский.

  45. Тодор, Тарасьев зять.

  46. Василь Остапчук.

  47. Николай Трофанюк.

  48. Иван Тымчук.

  49. Андрей Грушецкий.

  50. Григорий Побережник.

  51. Василь Кучерявый.

  52. Алекса Барчук.

  53. Григорий Костишин.

  54. Иван Гафенко.

  55. Антон, кумнат[6] Ивана Гафенка.

  56. Федор Грицак.

  57. вдова Пелагея Михайлова.

  58. Дмитрий Петришин.

  59. Штефан Кушнер.

  60. Пантелеймон Гангал.

  61. Андрей Гангал.

  62. Иван Евстафиев.

  63. Тодор Дмитров.

  64. Петро Мельник.

  65. вдова Марья, Василя Бурлаки.

  66. Николай, зять Бойков.

  67. Роман Паскарь.

  68. Андрей Москаль.

  69. Петро Бойков.

  70. Василь Пиживский.

  71. Николай Грубый.

  72. Иван Ведищук.

  73. Леонтий Грушевский.

  74. Павло, зять Бойков.

  75. Василь Барбуца.

  76. Тимофей Остафиев Остапчук.

  77. Федор Шенькович.

  78. Дмитро Мирон.

  79. Федор Ведищук.

  80. Петро Остапчук.

  81. Алекса Московчук.

  82. Грицко, Олейников зять.

  83. Афанасий Евстафиев.

  84. Григорий Гангал.

  85. Аксентий Гангал

  1. Георгий Никифоров.

  2. Иван Гладкий.

  3. Павел Кошовый.

  4. Демьян Олейник Дида.

  5. Никита Миронов Бабий.

  6. Парфений Сапожник.

  7. Григорий, зять Парфениев.

  8. Евстафий Гангал.

  9. Федор, зять Тарасиев.

  10. Василь Шеремета.

  11. Иван Дечишин.

  12. Николай Афанасьев.

  13. Трофан Ткач.

  14. Федор Петров.

  15. Николай Гангал.

  16. Пантелеймон Кушнер.

  17. Яков Остапчук.

  18. Андрей Колесник.

  19. Павел Кострыж.

  20. Федор Кушнер.

  21. Андрей Цыганчук.

  22. Никифор Остапчук.

  23. Федор Остапчук.

  24. Пантелеймон Максимов.

  25. Прокофий Сапожник.

  26. Никифор Трипак.

  27. Федор Колесник.

  28. Андрон Ведищук.

  29. Андрей Чобан.

  30. Иван Дункало.

  31. Алекса Ведищук.

  32. Иван Мазурик.

  33. Андрей Кулька.

  34. Семен Ткач.

  35. Пантелеймон Лузул.

  36. Иван Боднарь.

  37. Гаврил Мельник.

  38. Василий, ватав.

  39. Михайло Митрончук[7].

В отдельном «Списке принадлежащих чину рупташей, происходящих из духовного звания» числится проживающий в Гвоздовцах рупташ Аксентий Шимановский (1793 г.р.)[8]. Он же, в 1825 году, был вписан в дополнительный «Список о рупташах внесенных в табели на платеж подати даждий[9] на 1825 год», который составили по распоряжению Бессарабского областного правительства, по данным переписи 1824 года[10]. Из других архивных источников становится известно, что Аксентий – сын местного священника Леонтия Шимановского (1753–1825)[11]. Его жену звали Евфимия (1799–1825)[12], и в совместном браке они имели сына Симеона (1822 г.р.) и дочь Параскеву (1825 г.р.).

Согласно «Списку местечка Бричан жителям еврейского сословия, приписанных к Бричанскому кагалу евреям, живущим в Хотинском цинуте по селениям, учиненного в 1824 году», в Гвоздовцах проживало также не менее двух еврейских семей, главами которых числились Шулим Беркович Розенблат и Борух Хаймович Крамер[13].

После проведения переписи также были составлены отдельные списки жителей, не причисленных к сословиям и не включенных в табель для платежа податей. В 1825 году в Кишинев была направлена выписка из переписи Хотинского цинута и города Хотина, «О жителях, не причисленных ни к какому классу и не записанных в табель переписи на взимание податей», в которую были включены сведения о разночинцах, выкрестах и евреях прибывших из разных мест. Что правда, никто из жителей села Гвоздовцы в этой выписке не указан.

Касательно же Сокирянщины, имеются записи об иностранце Христофоре Захаревиче и турецко-поданном греке, переводчике Антоне Палеологе, которые проживали в селе Коболчин, о турецко-поданном, Ватаве Георгие из села Мендикоуцы[14], а также о посессоре соседнего села Клокушны, о французе, бароне Франце Шамбано[15]. Записи о Палеологе и Шабано находим также в отдельном «Именном списке о именующихся дворянами и бояринашами[16]», которые не были внесены в табели на взыскание податей по данным переписи 1824 года[17].

Отметим, что упомянутый выше Антон (Антоний) Палеолог, в ряде разнородных списков 1824 года числится посессором села Гвоздовцы. Среди прочего, его имя находим и в «Исповедальной росписи Архангело-Михайловской церкви» села Гвоздовцы[18]. В то время он был уже на 71-м году жизни, а его жене Марии был 61 год.

 

_______________________________________________

[1] Бессарабский Верховный Совет. Переписка с наместником Бессарабской области с комиссией по переписи населения о проведении новой переписи населения Бессарабской области для улучшения контроля по сбору податей и земских повинностей (05.12.1823 – 01.05.1825). – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 3, оп. 1, д. 321.

[2] Мазылы (мазилы) – одна из низших групп служилых людей. Занимали промежуточное положение между господствующим классом феодалов и эксплуатируемыми податными сословиями крестьян и мещан. По присоединении Бессарабии к Российской империи мазылы были причислены к состоянию однодворцев.

[3] Рупташи (от рум. ruptaş) – в XVII—XVIII вв., все лица, которым устанавливалась фиксированная раз и навсегда квота податей (рупта). После 1812 года в Бессарабии местная администрация придала этому термину следующее понимание: «Рупташи, происходящие от духовенства, то есть дети священников, оставшиеся в светском звании, по древним правилам и обычаям всегда сохраняли это наименование и в достоинстве своем равняются мазылам» (Гросул Я.С. Труды по истории Молдавии. – Кишинев: «Штиинца», 1982. – С. 63.).

[4] Кабузан В.М. Народонаселение Бессарабской области и левобережных районов Приднестровья (конец XVIII-первая половина XIX в.). – Кишинев: «Штиинца», 1974. – С. 38.

[5] Chirtoagă I., Palii M. O nouă sursă pentru elucidarea evoluţiei populaţiei din Basarabia în sec. al XIX–lea // Revistă de istoria a Moldovei. – Chişinau, 2004, № 3 (59). – P. 118.

[6] Кумнат – свояк, шурин.

[7] Перепись населения Хотинского цинута и города Хотина 1824 года. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 134, оп. 2, д. 780.

[8] Перепись населения Хотинского цинута и города Хотина 1824 года. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 134, оп. 2, д. 780.

[9] Даждия – подать, твердо установленный прямой налог, который платили мазылы, рупташи, иностранные переселенцы и некоторые другие слои населения. Плательщики даждия были также обязаны вносить плату на содержание чиновников. Этот налог назывался «расура» и равнялся более одной трети даждии.

[10] Бессарабский Верховный Совет. Дело о составлении табелей из списков произведенной переписи населения для взыскания податей с городских жителей Бессарабской области в 1825 году (27.01.1825 – 03.05.1826). – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 3, оп. 1, д. 576.

[11] Формулярная ведомость о священно и церковно служителях и их мужского пола детях, находящихся в селении Гвоздовец Архангело-Михайловской церкви, цинута Хотинского, за 1824 год.

[12] Исповедная ведомость Кишиневской и Хотинской епархии села Гвоздовец Архангело-Михайловской церкви прихожан которые во святую Четыредесятницу был у исповеди и святого причастия и кто исповедался токмо, не причастился и кто ж не исповедался и за каким винословием, за 1822 год.

[13] Перепись населения Хотинского цинута и города Хотина 1824 года. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 134, оп. 2, д. 780.

[14] Мендикоуцы – Мендиковцы – современное село Алексеевка Сокирянского района.

[15] Бессарабский Верховный Совет. Выписки из переписи населения Бессарабской области, жителей не причисленных к сословиям и не включенных в табель для платежа податей (1825 г.). – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 3, оп. 1, д. 579.

[16] Бояринаши – мелкие землевладельцы, получившие от молдавских господарей права личного дворянства за оказанные им особые услуги. Они имели право на владение заселенными и незаселенными имениями в Бессарабской области, а также крепостными цыганами. Но им не разрешалось владеть крепостными крестьянами и дворовыми людьми русского происхождения.

[17] Бессарабский Верховный Совет. Дело о выявлении места пребывания до 1821 года дворян и бояринашей, внесенных в перепись населения по Бессарабской области в 1824 году (29.09.1825 – 08.05.1826). – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 3, оп. 1, д. 578.

[18] Исповедные росписи о людях Православного Исповедания бывших и не бывших у святого причастия за 1821–го по 1852–й годов Хотинского уезда селения Гвоздоуцъ по Архангело–Михайловской церкви.

Мітки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Залишити коментар