Storonni avtor on 14th Травень 2011

Село Гвоздовцы, не смотря со свою довольно01 ukr5 длительную и бурную историю, наверное никогда не имело сколь-нибудь стратегического значения, что вполне естественно в силу его расположения (среди лесных массивов, в стороне от главных путей, и т.п.) и некоторых исторических факторов. Учитывая исторический опыт, может быть это и к лучшему – и без того гвоздовчанам немало горя пришлось хлебнуть в исторических перипетиях. Тем не менее, при этом наше село, что вполне естественно, не вызвало особого внимания со стороны историков.

Кроме того, невниманию историков способствовали довольно немногочисленные упоминания о селе в исторических источниках, связанных с общезначимыми историческими событиями. В свою очередь, это видимо, в немалой степени связано с оригинальным, в некоторой степени, названием села. На первый взгляд, в названии нашего села – “Гвоздовцы” нет ни чего необыкновенного. Может так оно и есть, но почему-то в разных источниках, которые постепенно мы начинаем находить, название села очень часто указано по-разному. При чем, в некоторых случаях, это название бывает искажено почти до неузнаваемости.  Причиной этому могло быть очень частое изменение хозяев, властей, довольно интенсивная краевая миграция населения, и т.п. Достаточно упомянуть, что даже при составлении сельской книги памяти нам пришлось столкнуться с тем фактом, что о многих гвоздовчанах – участниках Великой Отечественной войны мы едва находили сведения из-за самого невероятного перекручивания названия села в архивных документах совсем недавнего (почти – современность) времени.

Главным современным официальным источником информации о селе Гвоздовцы было и пока остается советское издание “Історія міст і сіл Української РСР. Чернівецька область”, К., 1969. Именно в этом издании было официально определено, что первое письменное упоминание о Гвоздовцах датируется 1432-м (6940 – по старому летоисчислению) годом, когда тогдашний властитель этих земель – Господарь Александр І Добрый (молд. – Александру чел Бун), правивший с 1400 до 1432 года, подарил село боярам Ивашку Владиченку и Петру Іордашку. Именно после публикации в данном издании официальной датой, от которой отсчитывается существование нашего села Гвоздовцы принято 1432 год. Однако, верна ли эта дата?

Последние, проведенные исторические исследования позволяют поставить эту дату под сомнение. Хотя, видимо, сразу следует отметить, что точную дату возникновения села вряд ли  когда-то удастся выяснить – слишком бурной и безжалостной к историческим документам была история всего нашего края.

Но все же, благодаря краеведам (и наверно, без чрезмерной скромности – и нашему сайту), эта ситуация начинает исправляться. И мы предлагаем  Вашему вниманию статью – историческое исследование А.С. Мандзяка и О.П. Кучерявого “Гвоздовецкие владельцы и арендаторы”. Это исследование, хотя на первый взгляд и выглядит довольно узконаправленным, но на самом деле поднимает и наглядно показывает широкий пласт истории села Гвоздовцы, а в некоторой мере – и соседних сел. Вдобавок, в статье очень верно указано, что история строится по воле власть предержащих, что от владельца села или сельских земель в довольно значительной степени зависело направление развития села и судьба селян.

Более того, исследование частично (при чем, доказательно) опровергает отдельные официальные исторические сведения. Но не будем забегать вперед и предлагаем Вам ознакомиться с самой статьей.

_______________________________________________________

Еще в древности говорили: «Какой хозяин, такой и дом». Так же можно судить и о любом отдельном селе и в целом о крае. А хозяева-землевладельцы в Гвоздовцах с седой древности, как показывает история, были самыми разными по происхождению и с самыми разными по взглядам и отношению к своему хозяйству. Не сказать о них – это все равно, что игнорировать свое прошлое и жизнь наших предков, поскольку известно, что история создается по воле власть предержащих, что от владельца села в довольно значительной степени зависело направление развития села и судьба крестьян.

Именно первое упоминание о владельце Гвоздовцов касается и первого упоминания о селе. Якобы в 1432 г., от Господаря Александра I Доброго (правил в 1400 – 1432 гг.) Гвоздовцы, вместе с селом Ходороуцы (ныне относится к Окницкому району Молдовы) получили Ивашко Владычка (Владычко) и его брать Петр (Петря), Юрашка, Данко, а также племянник Міля[1].

Уже при этом следует подчеркнуть, что указанные в издании “Історія міст і сіл Української РСР. Чернівецька область”, К., 1969 сведения о том, что вместе с Владычком село получил в совладение боярин Петр или Петря Иордашку – являются неверными, поскольку про П.Иордашку там не упоминается. Да и имя второго собственника указано не совсем верно. Эти отклонения, вероятно, возникли вследствие недостаточно точных многочисленных переводов исторического документа.

Официальным письменным языком молдавского княжества времен Господарей Александра Доброго и даже Стефана III Великого (Штефана чел Маре) был – древнеславянский. Первые исследования исторических источников проводили в основном румынские историки, которые переводили древнеславянские тексты на румынский язык. Со временем, российские и украинские историки переводили с румынского на русский и украинский языки. При всем этом, часто происходило перекручивание отдельных моментов. Кроме того, к ошибкам приводила неполнота старинных текстов, которые во многих случаях сохранились не очень хорошо, а также неверное толкование отдельных записей.

Есть у палеографов и архивистов некоторые расхождения также и при датировке указанной дарственной грамоты, поскольку в самой грамоте дата отсутствует. Некоторые из них, ставили датой 1400 (6908) г., другие – 1410 (6918) г. а третьи –  1432 (6940) г. На последней дате ученые остановились после обработки иного документа, касающегося с. Гвоздовцы, и согласно которому 30 сентября 1503 года от Господаря Молдовы Стефана III Великого (1457 – 1504 гг.) села Гвоздовцы и Ходороуцы (Ходорчинцы в грамоте) были переданы переселенцам с Подолья[2] – Данчулу Бучанскому, его  двоюродному брату Исайке и его тетке Васутке, купившим эти села у дочери Ивашка Владычка – Славны, за 150 татарских злотых. Отметим, что указанные собственники имели привилегии при покупке указанных сел, так как были в родственных отношениях (племянники) с молдавским Господарем Александром I Добрым  (Александру чел Бун)[3].

Прежде всего, следует заметить, что историками принята наиболее поздняя из возможных дат издания молдавским Господарем этой грамоты, поскольку 1432 год – последний год правления Александра Доброго. И кроме того, как размышляли исследователи, Гвоздовцы и Ходороуцы Ивашко Владычка получил, когда ему было где-то 30 лет. По средней продолжительности жизни, в 1503 (7011) г. дочери Владычка, Славне было приблизительно 70-73 г. Если бы Гвоздовцы были переданы ранее 1432 года – в 1400 г. или 1410 г., то на момент ее рождения Владычку было бы 50-60 лет. Именно этот факт и дал основание окончательно указать дату грамоты 1432 годом[4].

Возможно, что так оно и есть, но если мы проанализируем, к примеру, метрические книги XIX ст., касающиеся сел Сокирянщины, то увидим, что случаи, когда мужчина становился отцом в 60-летнем возрасте, случались, и не так уж и редко, как можно было бы себе представить. Более того, известны многочисленные случаи, когда женщина очередной раз становилась мамой в 45-56 лет. Поэтому, по нашему мнению, вопрос о первом датировании с. Гвоздовцы пока стоит оставить открытым, так как он нуждается в дополнительном исследовании.

Да и сама по себе дата первого письменного упоминания конечно интересна, но это не есть фактическая дата возникновения села, которое возможно появилось за много веков до этого первого письменного упоминания.

При этом следует обратить внимание читателей на указанные в грамоте Стефана Великого названия сел (на фото – оригинальная перепечатка грамоты, которую, наверняка большинство гвоздовчан и других заинтересованных лиц впервые имеют возможность увидеть). В грамоте 1503 года (как и в грамоте Александра Доброго четко указаны тогдашние (и скорее всего изначально правильные) названия: Гвоздовцы и Ходорчинцы. Таким образом, правильное историческое название нашего села не (укр. – “Гвіздівці”), а “Гвоздовцы” (укр. – “Гвоздовци”), что опосредованно подтверждает давнюю легенду о учреждении села человеком по фамилии Гвоздёв (Гвоздев), и что самое главное – древнерусское происхождение села. Но мы не будем ставить вопрос о возвращении селу исторического названия, так как наверно в этом сегодня нет смысла, и вернемся к давним собственникам села.

Следующая информация относительно владельцев Гвоздовцов встречается в грамотах 1611 года. Именно тогда Господарь Молдавского княжества Константин Мовилэ (Могила) (правил в 1607 – 1611 годах) поручил бывшему портарю[5] Нистору расследовать конфликт, возникший между жителями села Гвоздовцы и землевладельцами села Сербичаны – бывшим паркалабом[6] Симеоном Пилиповским и в особенности – с постельником[7] Врынчану. Последние обвиняли гвоздовецких крестьян в нарушении меж – то есть, в том, что те незаконно в свою пользу переместили межевые знаки их владений. После того, как Нистор разобрался в ситуации, Господарь приказал восстановить межу, а у жителей села Гвоздовцы в качестве наказания за сопротивление отобрать 50 быков[8].

Согласно сурету (молдавский перевод славянской грамоты), который датируется 4 сентябрем 1611 года, нам становится известно, что именно упомянутый Нистор и был владельцем Гвоздовцов в те времена[9].

В грамоте 1635 года упоминается владелец Гвоздовцов – урядник Петрашко[10]. К сожалению, кроме самого имени нам об этом владельце ничего не известно.

С  августа 1711 г. до 1716 г. село никому не принадлежало, поскольку полностью опустело вследствие общего ухода крестьян с российскими войсками за Днестр. Село (территория) вообще перешло из под бутафорской (на тот период времени) власти молдавского княжества – к Хотинской райе, которая являлась непосредственной составной частью Османской империи. С 1716 – 1718 лет владельцем опустошенного села, даже скорее – территории, стал Ахмед-Беше из 61-го бёлюка янычарских войск на основании берата, а со временем и султанского мюльк-наме (жалованная грамота на условиях неограниченной собственности). Он, в частности, занимался заселением территории села[11]. С 1718-19 годов – мюльк-наме Ахмеда-бєше султаном было аннулировано и село снова стало тимаром (условное феодальное владение под управлением, возможно – того же самого Ахмед-беше), или было прикреплено непосредственно к Хотинскому казначейству Османской империи.

По данным на 1771 – 1774 годы, село Гвоздовцы вернулось в состав Молдавского княжества и принадлежало полковнику Георгию Карпу (? – 1802 годы жизни). Он был женат на Сафте Наку, от которой родились девять детей: Тоадер, Константин, Иоанн, Мария, Костин, Анастасия, Петраки, Александр и Катрина (? – 1782 гг.). На Сокирянщине, если говорить условно, «осталась» дочь Мария. Она вышла замуж за известного в свое время бессарабского деятеля – Сандула Феодосиу, который в нашем крае владел селом Сербичаны.

Гвоздовцы же, и некоторые иные села Сокирянщины (Белоусовка и Коболчин), которые в то время принадлежали бану[12] Георгию Карпу, уже в начале XIX ст. изменили своих владельцев. По данным на 1808 – 1812 годы, владельцем Гвоздовцов был стольник[13] Иоанн Кешку (Кешко) – потомок рода, ведущего начало от запорожских казаков[14]. Іоан считался зажиточным собственником в свое время, его имения были разбросаны по самым разным районам Бессарабии[15].

С 1812 года (а фактически – с ноября 1806 г.) территория села, вместе со всем Молдавским княжеством, вошла в состав Российской империи. Прекратились все войны, которые столетиями беспрерывно терроризировали край, уничтожали его населения. Более, чем на 100 лет (чего наверно некогда не было ни до того, ни после того) в северной Бессарабии воцарился мир, о котором селяне в те времена, наверное, могли только мечтать.

По данным переписи населения и землевладельцев 1817 г. Гвоздовцами владела семья Немишеску (встречаются также следующие написания фамилии: Нимишеску и Нимешеску), в лице ее главы Иоанна. Ему Гвоздовцы достались в 1814 году.

Иоанн Немишеску (1745 года рождения) – медельничэр[16] Хотинской паркалабии[17]. 15 мая 1818 г. он был включен в «Список коренных бессарабских дворян, составленный Дворянским обществом Бессарабской области». Считался просвещенным человеком своего времени: знал несколько европейских языков, много читал, имел собственную библиотеку. В архивах Румынии, в Яссах сохраняется один из экземпляров «Истории Булгарии», который принадлежал Иоанну Немишеску[18].

При Немишеско в Гвоздовцах работала мануфактура. Он выделял средства на ремонт местной церкви. Известно также, что на его средства была построена церковь в селе Околина Сорокского уезда, где он, согласно завещанию и был похоронен. Его наследник и сын Дмитрий Немишеску был женат на Елене Ивановне Казимир. Умер в Черновцах, где и похоронен.

Немишеску владели Гвоздовцами примерно до второй половины 1860-х годов. В доступных нам источниках, в последний раз они – как землевладельцы села, указываются в переписи землевладельцев по данным на январь 1865 года[19]. Но сами они в селе Гвоздовцы почти не жили (а может быть и вообще не жили), сдавая земли, леса и пруды (крепостного права в Бессарабии не было, селяне были свободными) в пользование и управление арендаторам.

Отметим, что никогда более, в Гвоздовцах не было столько арендаторов за короткое время, как при владельцах Немишеску. Информацию о некоторых из них мы находим в «Исповедных росписях о людях православного исповедования бывших и не бывших у святого причастия, с 1821 по 1852 года Хотинского уезда села Гвоздоуц по Архангело-Михайловской церкви»: посессор[20] Кориатий Бургей (ориентировочно – 1797 года рождения) – в 1822 году; посессор Моисей Дмитриевич (Диминдикович) Гажий[21] (ориентировочно – 1761 г.н.) с женой Екатериной Рафаиловной (ориентировочно – 1781 г. рожд.) и племянником Иваном Карповичем Гажием (ор. 1791 г.р.) – в 1823, 1825-1829 годах;  посессор Антоний Палеолог (ор. 1853 г.р.) с женой Марией (ор. 1863 г.р.) – в 1824 году; посессор Янка Попович  – в 1825-1829 годах.

Отдельно следует отметить помещика села Лапушны[22], дворянина[23] Александра (Сандулаки, Сандул) Томовича Томульца (ориентировочно 1789 г.р.), которой был посессором (арендатором) гвоздовецких земель после И. Гажия и Я. Поповича в период с 1829 до 1837 годов[24]. Известно, что у Я. Поповича в 1825-м году был значительный конфликт с селянами, из-за того, что Попович постоянно сдирал с них большие налоги. Двадцать один гвоздовчанин (в том числе Семен Тымчук, Николай Олейник, Иосиф Мыкытюк) подписали крестиками и подали в 1825 году в суд официальную жалобу на Поповича. После многолетней волокиты дело было закрыто и в 1830-м году сдано в архив. При этом можно, с достаточной долей вероятности полагать, что Нимешеску, не ожидая официального решения по делу, разорвал с Я. Поповичем арендные отношения и передал землю в аренду Томульцу.

Помещик Томулец был вдовец, вместе с детьми Дмитрием (1817 г.р.), Георгием (1827 г.р.) и Еленой (1822 г.р.) постоянно (скорее всего) жил в селе Гвоздовцы, о чем свидетельствует то, что он с детьми ежегодно причащался именно в Гвоздовецкой церкви.

После Немишеску, во второй половине XIX ст. Гвоздовцы перешли во владение коллежскому советнику, помещику Дмитрию Самсону. Точной даты мы не знаем, но уже в 1860 г. он владел землей в Гвоздовцах[25].

Кроме значительных усилий в развитии сельского хозяйства в селе, Д. Самсон отметил свое проживание неординарными поступками. Как известно, он даже совершил значительное в то время государственное преступление – нацепил на своих коней колокольчики, которые имели право цеплять только великокняжеские особы (что-то вроде современных “мигалок”). За этот “преступление” Самсона осудили, но освободили от наказания под условием построения новой церкви в Гвоздовцах. Именно эта – большая и красивая церковь с 1880 года и до сих пор стоит в центре села.

Самого Самсона крестьяне уважали, но очень ненавидели его грубую и жестокую дружину – Елизавету Егоровну Самсон, врожденную Бибери. Именно она управляла поместьем после смерти мужа. Правда, делами непосредственно она мало занималась, в основном это входило в обязанности ее управляющего И.А. Шведова, который, кстати, активно сотрудничал с разного рода сельскохозяйственными организациями, некоторое время было респондентом Департамента земледелия и сельской промышленности Российской империи[26]. Но следует отметить, что Е.Е. Самсон, хотя и поручила Щведову непосредственное управление поместьем, но в силу своего характера, практически ежедневно тем или иным образом издевалась над селянами. Помещица имела какую-то болезнь или травму ног или позвоночника, поскольку не могла ходить, ее возили исключительно на кресле, на манер современных инвалидных. Рабочий, который ее возил, все время должно был чесать помещице спину. Очень часто, даже этим чесанием не удавалось успокоить ее, и тогда помещица по любому поводу или без реального повода, била крестьян палкой, которую все время держала в руках. Часто получали от нее и ближайшие рабочие[27].

Самсоны не имели своих детей и после смерти Елизаветы Самсон, согласно завещанию, Гвоздовцы перешли у владение ее племянникам Дмитрию и Платону, которые были сыновьями родного брата, дворянина Ивана (Иоанна) Егоровича Бибери и его дружины Аделаиды, урожденной Андрияш-Шептеличи. Иван и Елизавета Бибери – дети пахарника[28] Иордаки (Егора) Бибери (умер в 1826 г.)[29].

Дмитрий Иванович Бибери – дворянин, коллежский секретарь, депутат Дворянского депутатского собрания от Хотинского уезда (по данным на 1901 г.). На момент внесения его в список избирателей депутатов в Первую государственную думу Русской империи в 1906 г., за ним значились также 1497 десятины земли в с. Ружница Сорокского уезда. Имел владение и в селе Мендыкивцы (ныне – Алексеевка Сокирянского района)[30].

Тем не менее, в Гвоздовцах большее время жил и занимался хозяйством не Д.И. Бибери, а его брат Платон Иванович Бибери (1873 г.р.) – дворянин, коллежский асессор, почетный мировой судья, член губернского и Сорокского уездного земств, а также Губернской Казенной Палаты. В Гвоздовцах он владел 750-тью десятинами пахотной земли и таким же количеством леса.

По данным, собранным от местных жителей, в период с февраля 1917 года до 1920 года Платон Бибери скрывался в Румынии. Его земли крестьяне разделили между собой в соответствии с ленинским Декретом о земле.

В период с марта до ноября 1918 года управление селом и землями осуществляли австрийская оккупационная власть. Следует отметить, что это управление, по воспоминаниям селян, было относительно справедливым, “австрияки” (как их называли крестьяне) даже предоставляли наиболее бедным материальную помощь.

С ноября 1918 года, после революции в Австрии и Германии австрийцы оставили территорию и край оккупировала Румыния, которая со временем – в 1921 году провела в Бессарабии земельную реформу, ограничившую количество земли, которая могла быть в собственности частных лиц. При этом, помещик П.И. Бибери, который в 1920-м году вернулся в село, только в 1922 году получил от власти из своих бывших земель 100 га. пашни, а также искусственные пруды и леса, считавшиеся – как парки[31]. Остальные земли были розданы селянам. До этого – в 1919 году, на 2445 жителей села было в целом 1415 десятин своей собственной земли – меньше, чем по 0,6 десятины на душу[32].

Следует отметить, что помещика Бибери П.И. селяне всегда считали хорошим человеком и хорошим помещиком. Он был добрым и довольно нежадным человеком, с уважением относился к крестьянам, к их нелегкому труду, был довольно прост в общении. Селяне всегда приглашали его на свадьбы, родыны, крестины. И он приходил, да еще и обязательно с довольно дорогим подарком. Как правило, он дарил какой-то, хотя бы и не большой, участок земли, приходя на празднование с уже готовой дарственной. Нередко он и к себе приглашал в гости простых крестьян[33]. В период с 1922 до июня 1940 года П.И. Бибери успел раздарить, а также распродать почти всю свою землю людям, которую, в частности, селяне приобретали у него под застройку и под огороды. Не исключено, что он, как довольно грамотный и мудрый человек, не сомневался, что Румыния долго в крае не продержится. В 1944 году (по некоторым сведениям – в 1940-м году) П.И. Бибери был арестован советской властью (как крупный землевладелец) и сослан на Чукотку, где и жил до самой смерти[34].

Платон Иванович писал стихи. В царские времена миру были явлены несколько сборников его стихов: Бибери П.И. Стихотворения. – Кишинев: Тип. М. Р. Авербуха, 1910. – 90 с.; Бибери П.И. Стихотворения. Могилев-Подольский: Тип. Кац, 1915. (Обл.: 1916). – VII, 435 с.; Бибери, П.И.. Мелкие стихотворения. – Одесса: Тип. «Труд» В. Семенова, 1886 – 32 c.

С 1945 года в селе начало создаваться колхозное хозяйство и почти все земли, за исключением довольно небольших (не более 25-30 соток) огородов, а также пруды постепенно перешли к колхозу имени Котовского, а леса – в государственную собственность под управлением лесхозов. Два больших озера отошли к рыбхозу. Колхоз со временем был реорганизован в совхоз, и после 1991 года – снова в колхоз, который на протяжении 90-х годов постепенно был развален, землю распаевали и теперь большая ее часть находится в арендном пользовании агрофирмы “Гвіздівці”. Немалая часть земель и прудов находится в собственном владении и пользовании частных лиц, которые занимаются сельским и прочим хозяйством индивидуально.

Мандзяк А.С., Кучерявый О.П.


[1] Documenta Romaniae Historica. Seria A: Moldova. Vol. I: 1384-1448. – Bucureşti: Editura Academiei Republicii Socialiste România, 1975. – P. 72.

[2] Rezachevici C. Magnaţii Buczacki-Jazłowiecki şi Moldova În secolele XV – XVI şi ramura necunoscuta a acestora, boierii moldoveni Buceaţchi // Revista de istorie a Moldovei. – Chişinău, 2006. – N 3-4 (67 – 68). – P. 21 – 25.

[3] Bogdan I. Documentele lui Ştefan cel Mare. Vol. 2: Hrisoave şi cărţi domneşti (1493-1503), tractate, acte omagiale, solii, privilegii comerciale, salv-conducte, scrisori (1457-1503). – Bucureşti: Atelierele Grafice Socec & Co, 1913. – P. 230 – 232.

[4] Documenta Romaniae Historica. Seria A: Moldova. Vol. I: 1384-1448. – Bucureşti: Editura Academiei Republicii Socialiste România, 1975. – P. 73.

[5] Портар (портарь) – высокий сановник при Господаре Молдовы, отвечавший за охрану крепостных ворот, и который также служил толмачем (переводчиком) при приеме иностранных посольств.

[6] Пиркэлаб (паркалаб) – начальник крепости в Молдавском княжестве. Вероятно, что С. Пилиповский был в к то время начальником или Хотинской, или Сорокской крепостей. Правда, не исключена возможность, что он просто имел этот боярский чин без реального управления крепостью.

[7] Постельник (постельничий) – боярский чин в Молдавском княжестве, которой ведал спальней хозяина, а также был доверенным лицом при переговорах с  иностранными послами.

[8] Молдавия в эпоху феодализма. – Том I: Славяно-молдавские грамоты (XV в. – первая четверть XVII в.) /  Сост.: П.Г. Дмитриев, Д.М. Драгнев, Е.М. Русев, П.В. Советов. /Под ред. Л.В. Черепнина. – Кишинев: «Штиинца»,  Академии наук Молдавской ССР, 1961. – С. 277 – 278.

[9] Documente privind istoria României. A. Moldova. – Veacul XVII. Vol. 3: 1611-1615. – Bucureşti: Editura Academiei Republicii Populare România, 1954. – P. 34.

[10] Documenta Romaniae Historica. Seria A: Moldova. – Vol. XXIII: 1635 – 1636. – Bucureşti: Editura Academiei Române, 1996. – P. 277.

[11] Димитров С. Ат. Турецкие документы о состоянии Хотинской округи (нахие) в первой половине XVIII в. // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. – Москва: АН СССР. Ин-т Востоковедения, 1969. – Т. ІІ.

[12] Бан – боярский чин Молдавского княжества.

[13] Стольник (стольник) – боярський чин Молдавского княжества.

[14] Zotta S. Semi-mileniul unui document de la Alexandru cel Bun şi al satelor Bănila moldovenească şi Igeştii din Bucovina (1428-1928). – Iaşi, 1928.

[15] Bezviconi, Gheorghe G. Boierimea Moldovei dintre Prut şi Nistru: Actele Comisiei pentru cercetarea documentelor nobilimii din Basarabia, la 1821. – Vol. 1. – Bucureşti: Fundaţia Regele Carol I, 1940. – P. 122.

[16] Медэльничэр – боярський чин Молдавского княжества. Эти чины еще сохранялись некоторое время и после входження Бессарабии в состав Российской империи.

[17] Паркалабия – крепостной район, то есть територія, относящаяся к крепости. В даном случае – к Хотинской крепости.

[18] Urechia V.A. Istoria românilor: Curs făcut la Facultatea de Litere din Bucureşti. Seria 1800-1830. – Vol. 9. – Bucureşti : Institutul de Arte grafice Carol Göbl, 1896. – P. 423.

[19] Регистрация земель Бессарабской губернии // Записки Бессарабского областного статистического комитета. / Под общей редакцией А.Н. Егунова. – Том второй. – Кишинев, 1867. – С. 142 – 149.

[20] Посессор – арендатор земельного участка

[21] Наверное, при этом, следует отметить, что в ХVІІІ-м в. соседним селом Романковцы владел турок Хасан, сын которого Станислав в период российско-турецкой войны 1787 — 1791 г. «выкрестился» и продолжал владеть селением и всеми хозяйственными строениями. С того времени у него была фамилия Гаджиу (Гаджий, Хаджиу, Геждей). Не исключено, что «гвоздовецкий» Гажий – выходец из этой семьи (“Романковцы на меже XVIII-го и XIX-го в.в.” //www.ukrkovcheg.org.ua/романківці-на-зламі-xviii-го-і-xix-го-ст.)

[22] Сандул Томулец и его брат Егор (Іордакі) Томович Томулец (1783 – 1843) имели владение в Лапушне, которое они купили у боярина Тудосия Леона.  (Bezviconi, Gh.G. Boierimea Moldovei dintre Prut şi Nistru : Actele Comisiei pentru cercetarea documentelor nobilimii din Basarabia, la 1821. – Vol. 2. – Bucureşti: Fundaţia Regele Carol I, 1943. – P. 167; Bezviconi, Gheorghe G. Boierimea Moldovei dintre Prut şi Nistru: Actele Comisiei pentru cercetarea documentelor nobilimii din Basarabia, la 1821. – Vol. 1. – Bucureşti: Fundaţia Regele Carol I, 1940. – P. 89.)

[23] В 1818 г. был вписан в родословную книгу дворянских родов Бессарабской области.

[24] «Исповедные росписи о людях Православнаго Исповедания бывших и небывших у святого причастия за 1821-го по 1852-й годов Хотинскага уезда селения Гвоздоуцъ по Архангело-Михайловской церкви».

[25] Bezviconi, Gh.G. Boierimea Moldovei dintre Prut şi Nistru: Actele Comisiei pentru cercetarea documentelor nobilimii din Basarabia, la 1821.-  Vol. 2. – Bucureşti: Fundaţia Regele Carol I, 1943. – P. 202.

[26] Список корреспондентов департамента земледелия и сельской промышленности за 1888 год // 1888 год в сельскохозяйственном отношении.- Вып. III.: Общий обзор года. – СПб., 1890. – С. 3.

[27] З розповідей мешканця села Гвіздівці Кучерявого Порфірія Філиповича, 1888 року народження.

[28] Пахарник  (пахару, молд.  – стакан) – боярський чин, що відав у Молдовському князівстві забезпеченням господарського столу і двору вином, керуючий господарськими виноградниками.

[29] Bezviconi, Gh.G. Boierimea Moldovei dintre Prut şi Nistru : Actele Comisiei pentru cercetarea documentelor nobilimii din Basarabia, la 1821. – Vol. 2. – Bucureşti: Fundaţia Regele Carol I, 1943. – P. 87.

[30] Мандзяк А.С. Список избирателей в Первую Государственную дума Российской империи от Сокирянщины // Сокирянщина: Історико-краєзнавчий альманах. / Упорядкування і редагування, О.С. Мандзяк. – Вип. 1. – Мінськ – Новодністровськ, 2011. – С. 73 – 74.

[31] информация получена писателем из села Романковцы Сокирянского района Гандзием В.В. от старожила Бурдейного М.Ф.

[32] Черновицкий ОГА, ф. 42, оп. 2, лист 157.

[33] Из рассказов  жителя села Гвоздовцы Кучерявого Порфирия Филипповича, 1888 года рождения.

[34] информация получена писателем из села Романковцы Сокирянского района Гандзием В.В. от старожила Бурдейного М.Ф.

__________________________________________________________

Иллюстрации

1] заставка – историческая книга

2)  Господарь Молдавского княжества Александр Добрый

3) Господарь Молдавского княжества Стефан Великий

4) Подтверждающая грамота от 20 сентября 1503 г. По воле Господаря Стефана III Великого села Гвоздовцы и Ходороуцы (Ходорчинцы) были переданы Данчулу Бучанскому, его двоюродному брату Исайко и его тетке Васутке, которые купили эти села у дочери бывшего собственника этих сел Ивашка Владичка – Славны. Источник: Bogdan I. Documentele lui Ştefan cel Mare. Vol. 2: Hrisoave si carti domnesti (1493-1503), tractate, acte omagiale, solii, privilegii comerciale, salv-conducte, scrisori ( 1457-1503). – Bucuresti: Atelierele Grafice Socec & Co, 1913. – P. 230 – 232.

5] Родословная «гвоздовецьких» Бучанских. Источник: Rezachevici C. Magnaţii Buczacki-Jazlowiecki şi Moldova În secolele XV – XVI şi ramura necunoscuta a acestora, boierii moldoveni Buceaţchi // Revista de istorie a Moldovei. – Chisinau, 2006. – N 3-4 (67 – 68). – P. 28.

6]  фото листа из книги “Исповедные росписи…”

7] фамильный склеп помещиков Самсонов в Гвоздовецкой церкви

8]  помещик П.И. Бибери с сыном

9] колхоз имени Котовского – комбайны в поле (70-е годы)

Мітки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

2 коментарі к “Гвоздовецкие помещики и орендаторы земель”

  1. Отличный сайт. Много интересного.
    Где можно найти эту книгу – «Исповедные росписи о людях Православнаго Исповедания бывших и небывших у святого причастия за 1821-го по 1852-й годов Хотинскага уезда селения Гвоздоуцъ по Архангело-Михайловской церкви»? Имею родственное отношение к одному из помещиков указанных в этой статье.

  2. Историк, ответ Вам дан электронной почтой.

Залишити коментар