Алексей Мандзяк

Клокушна (рум. Clocuşna) – соседний с селом Гвоздовцы населенный пункт, расположенный в Окницком районе Республики Молдова. Первые упоминания о нем, под названием Клокочна, находим в подтвердительной грамоте господаря Земли Молдавской Петра II от 22 августа 1447 (6955) года, которую он выдал Нямецкому монастырю[1] на право владения селами Белоусовка, Коболчин и некоторыми другими. Согласно акту от 2 февраля 1568 года, село Клокушна перешло во владение монастырю Голия[2]. В дальнейшем, сведения об этом населенном пункте находим в грамотах господаря Василия Лупу от 14 сентября 1635 года и от 24 марта 1646 года, а также записи от 6 октября 1663 год, о произведенном обмежевании хотара села Коболчин в Хотинской волости[3].

История Клокушны на протяжении многих веков, самым тесным образом, связана с историей села Гвоздовцы, как светской, так и религиозной. В метрических книгах церкви села Клокушна XIX-XX вв. Вы встретите огромное количество записей об уроженцах села Гвоздовцы – о крещении детей, о бракосочетаниях и отпеваниях. То же самое касается и метрических книг церквей действовавших в разное время в селе Гвоздовцы, где обнаружены записи о жителях села Клокушна.

Расписка из архива Свято-Дмитриевской церкви села Гвоздовцы

Священники и псаломщики, служившие при местных церквях обоих сел, периодически подменяли друг друга – в дни болезней и вынужденных отлучек, а также помогали друг другу. Известен случай, когда после «второго прихода Советов» – в 1944 году церковь Клокушны была обворована, украли даже облачения священников. Тогда священник Свято-Димитриевской церкви села Гвоздовцы, Михаил Иванович Холдевич (1877–1946), который в то время уже был за штатом, отдал свое одеяние священнику церкви села Клокушны, чтобы тамошние прихожане могли посещать свой храм[4]. Так же гвоздовецкою церковью клокушнянской церкви была предоставлены некоторые культовые предметы, употребляемые в богослужении.

Во многих современных печатных изданиях и электронных публикациях, указывается, что первая известная церковь была построена в Клокушне в 1792 году. Предполагаем, что эта дата взята из списка церквей Хотинского уезда 1812-1813 годов, опубликованного Иваном Николаевичем Халиппой (1871–1941) в 1907 году в трудах Бессарабской губернской ученой архивной комиссии[5]. Тем не менее, согласно доступным нам источникам, указанная церковь была построена на полвека раньше. Так, в сохранившихся до наших дней клировых ведомостях Иоанно-Богословской церкви XIX века (начиная с 1824 года), составленных до 1893 года, т.е. до постройки новой церкви, датой постройки старой церкви из «древа тесанного» и покрытой соломой, указан 1741 год.

Согласно «Ведомости в молдавский диван от Хотинского цинута о числе в оном селений, в них дворов и людей» от 25 декабря 1772 года, при этой церкви служили два священника[6]. По данным похозяйственной переписи Молдавского княжества 1774 года при Иоанно-Богословской церкви села Клокушна служили священник Васыле и дьячок Васыле[7]. Статистические сведения 1817 года говорят нам о том, что в Клокушне проживали два священника, одна священническая вдова, два дьячка и один пономарь[8]. Зато в 1829-1831 года при Иоанно-Богословской церкви не было не одно священника, а только два дьячка и один пономарь[9]. В то время служить туда периодически приезжал священник Кириллович из Гвоздовцов.

В 1860-х годах, в связи с ветхостью церкви и значительным увеличением численности населения, местные прихожане начали собирать средства на постройку новой каменной церкви. И через некоторое время строительство было начато, но вскоре, из-за нехватки денег и нечистых на руку чиновников, оно было приостановлено. Спустя некоторое время были предприняты попытки возобновить строительство, но это ни к чему не привело. Дошло до того, что в 1870-х годах Хотинское уездное управление начало писать в Кишиневскую духовную консисторию с вопросами о том, когда будет достроена церковь, а позже с требованиями ее достроить[10].

Но, несмотря на это новая церковь была возведена только в 1893 году, да и то, не каменная, как изначально планировалось, а деревянная, но на каменном фундаменте, и с совместной колокольней: «построена тщание прихожан оной, на каковую постройку прихожане дали две части, и Управление имениями заграничных монастырей одну часть от всей стоимости; и освящена церковь 4-го февраля 1893 года»[11]. Изначально была «покрыта железом». Вокруг церкви была построена дощатая ограда.

Клокушнянская церковь является действующей и ныне. Постановлением Парламента Республики Молдова за № 1531-XII от 22 июня 1993 года деревянная церковь Святого Евангелиста Иоанна включена в «Перечень памятников Республики Молдова, охраняемых государством».

Ниже представляем сведения о некоторых священно- и церковнослужителях, которые в разное время служили при церквях села Клокушна, а также уроженцев села, которые вступили в монашество.

 

СВЯЩЕННО- И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ

 

Гримальский Василий Евфимиевич (1813–1888) – сын священника Иоанно-Богословской церкви села Клокушна Хотинского уезда, Евфимия Иосифовича Гримальского и Агафии Николаевны (1780 г.р.). Получил домашнее образование. 15 мая 1835 года определен дьячком к церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Михалково Хотинского уезда. 21 октября 1849 года посвящен во стихарь и перемещен на должность сверхштатного причетника при Иоанно-Богословской церкви села Клокушна Хотинского уезда[12].

В 1863 году на него была наложена епитимья «за дерзкий и буйный характер» и он был отправлен на месяц в Каларашевский монастырь. 26 февраля 1876 года за пьянство был выслан на двухмесячные работы в Жабский монастырь Святого Вознесения Господнего в Сорокском уезде[13].

Умер 16 декабря 1888 года. Похоронен на приходском кладбище[14].

Жена: Ксения Григорьевна (1823 – 27.06.1900). Умерла и похоронена в с. Клокушна.

Их дети: Михаил (1841 г.р.), Мария (1844 г.р.), Федор (1846 г.р.), Гавриил (1848 г.р.), Георгий (1850 г.р.), Василий (1852 г.р.), Стефан (1853 г.р.), Евфимий (01.01.1869 г.р.).

 

Гримальский Евфимий Иосифович – сын священника. Получил домашнее образование. В конце XVIII ст. – первых десятилетиях XIX века служил священником при Иоанно-Богословской церкви села Клокушна Хотинского цинута.

Жена: Агафия Николаевна (1780 г.р.).

Их дети: Иоанн (1799–1831), Параскевия, Касьян (1811 г.р.), Федор (1812 г.р.), Василий (1813 г.р.).

 

Гримальский Иоанн Евфимиевич (1799–1831) – сын священника Иоанно-Богословской церкви села Клокушна Хотинского уезда, Евфимия Иосифовича Гримальского и Агафии Николаевны (1780 г.р.). Получил домашнее образование. 24 февраля 1820 года определен на место дьячка при церкви села Клокушна Хотинского уезда[15].

Жена: Марина Ивановна (1812 г.р.).

 

Гримальский Касьян Евфимиевич (1811 г.р.) – сын священника Иоанно-Богословской церкви села Клокушна Хотинского уезда, Евфимия Иосифовича Гримальского и Агафии Николаевны (1780 г.р.). Получил домашнее образование. Некоторое время прислуживал при церкви с. Клокушна. Служил пономарем при церкви Успения Пресвятой Богородицы села Комаров Хотинского уезда (по данным на 1835 год)[16]. В дальнейшем был перемещен к церкви Преподобной Параскевы села Ожево Хотинского уезда. По данным на 1853 год его не было среди живых[17].

Жена: Варвара (1814 г.р.).

Их дети: Николай (1834 г.р.), Домникия (1838 г.р.), Марина (1840 г.р.), Александр (1844 г.р.), Иоанн (1846 г.р.), Андрей (1848 г.р.)[18].

 

Гримальский Федор Евфимиевич (1812 г.р.) – сын священника Иоанно-Богословской церкви села Клокушна Хотинского уезда, Евфимия Иосифовича Гримальского и Агафии Николаевны (1780 г.р.). Получил домашнее образование. 31 июля 1833 года определен на место дьячка при церкви села Клокушна Хотинского уезда[19].

Жена: Домникия Ивановна (1817 г.р.).

Их дети: Домникия (1836 г.р.).

 

Димитриу Константин Гаврилович – служил священником при Ианно-Богословской церкви села Клокушна Хотинского уезда, по данным на 1860 год и до 1869 года. Далее перемещен на место настоятеля церкви села Гирбова Сорокского уезда.

Жена: Ксения Пантелеймоновна (1826–1884).

 

Димитриу Николай Константинович (1844 г.р.) – сын священника села Гирбова Сорокского уезда, Константина Гавриловича Димитриу и Ксении Пантелеймоновны (1826–1884). Псаломщик Иоанно-Богословской церкви села Клокушна Хотинского уезда. 23 июля 1887 года вышел за штат[20]. В 1891 году перемещен к церкви села Немировка Хотинского уезда[21].

Жена: София Лазаревна (1860 г.р.).

Их дети: Екатерина (1885 г.р.), Олимпиада (1877 г.р.), Владимир (1878 г.р.), Мария (1879 г.р.), Любовь (1883 г.р.).

 

Залеский Василий Онуфриевич (1769 г.р.) – «из дворян», уроженец м. Явтушков Могилевского уезда Подольской губернии. В 1806 году перебрался на проживание в Хотинскую райю. 30 ноября 1807 года, за благословением митрополита Молдавского Вениамина (Костаки), епископом Иеропольским Григорием рукоположен во священника к Крестовоздвиженской церкви села Нелиповцы Хотинской райи. В том же году перемещен к Иоанно-Богословской церкви села Клокушна. 20 января 1812 года, по распоряжению экзарха Гавриила (Бэнулеску-Бодони), переведен к Свято-Димитриевской церкви села Рукшин Хотинского цинута[22].

Дети: Иван (1801 г.р.), Федор (1803 г.р.), Семен (1806 г.р.).

 

Киман Яков Демьянович (1766 г.р.) – из местных крестьян. Грамоте не обучен. 23 июня 1810 года определен на место пономаря при Иоанно-Богословской церкви села Клокушна Хотинского цинута[23]. По данным на 1835 год был за штатом[24].

Дети его: Антон (1800 г.р.), Назарий (1819 г.р.).

 

Кириллович Василий Стефанович (1790–1846) – сын священника Стефана Кирилловича и Василисы Ивановны (1768 г.р.). С 13 июня 1810 года служил дьячком при Иоанно-Богословской церкви села Клокушна Хотинской райи[25]. Затем, 13 июня 1816 года, епископом Бендерским Димитрием (Д.И. Сулима), за благословением митрополита Гавриила (Бэнулеску-Бодони), рукоположен во священника к Архангело-Михайловской церкви села Гвоздовцы Хотинского уезда[26]. Там он прослужил до конца своей жизни.

В 1829-1832 годах также обслуживал прихожан села Клокушна и отправлял Богослужения в тамошней Иоанно-Богословской церкви.

Жена: Феодосия Лукьяновна (1794 г.р.).

Их дети: Дмитрий (1818 г.р.), Григорий (1829 г.р.), Анна (1821 г.р.), Елена (1829 г.р.), Евфросиния (1832 г.р.), Александра (1833 г.р.)[27].

 

Кириллович Григорий Стефанович (1796 г.р.) – сын священника Стефана Кирилловича и Василисы Ивановны (1768 г.р.). Получил домашнее образование. 16 июля 1817 года определен на место дьячка при церкви села Клокушна Хотинского цинута[28]. 5 июня 1832 года, архиепископом Кишиневским и Хотинским Димитрием рукоположен во священника к той же церкви[29].

Жена: Александра Павловна (1799–1873). После смерти мужа проживала в селе Романковцы Хотинского уезда, где померла и похоронена.

Их дети: Ксения (1823 г.р.), Агафия (1827 г.р.), Параскевия (1829 г.р.), Мария (1832 г.р.), Василий (1834 г.р.)[30], Григорий (1836 г.р.)[31], Мария (1839 г.р.) и Гаврил (1843 г.р.)[32].

 

Кириллович Иоанн Стефанович (1807 г.р.) – сын священника Стефана Кирилловича и Василисы Ивановны (1768 г.р.). Получил домашнее образование. 22 февраля 1835 года, по распоряжению епархиального начальства, определен на место пономаря при Иоанно-Богословской церкви села Клокушна Хотинского уезда[33]. 20 мая 1845 года, архиепископом Кишиневским и Хотинским Иринархом посвящен во стихарь[34].

Жена: Елена Семеновна (1813 г.р.).

Дети: Иван (30.01.1846 г.р.), Параскевия (1848 г.р.) и Мария (1851 г.р.).

 

Кириллович Иван Иванович (1846–1908) – родился 30 января 1846 года в с. Клокушна, в семье пономаря Иоанна Стефановича Кирилловича (1807 г.р.) и Елены Семеновны (1813 г.р.). В семинарии не обучался. 16 мая 1860 года определен исправляющим должность пономаря при Иоанно-Богословской церкви села Клокушна Хотинского уезда. 14 июня 1864 года утвержден в должности пономаря. По данным на 1878 год – сверхштатный причетник при той же церкви[35]. С 10 марта 1883 года находился на должности исправляющего должность псаломщика[36].

Умер 3 октября 1908 года. Похоронен на приходском кладбище[37].

Жена: Мария Константиновна (1847 г.р.).

Их дети: Георгий (1867 г.р.), Елизавета (1868-1878), Александра (25.03.1869 г.р.), Екатерина (1872 – 07.01.1875), Елизавета (01.06.1875 г.р.), София (1879 – 22.01.1895), Дария (12.03.1882 г.р.), Олимпиада (07.06.1884 г.р.), Николай (05.04.1887 – 01.01.1889), Надежда (21.06.1889 – 07.05.1906).

 

Кириллович Стефан – из семьи духовного звания. В конце XVIII ст. – первых десятилетиях XIX века служил священником при Иоанно-Богословской церкви села Клокушна Хотинской райи (позже – цинута).

Жена: Василиса Ивановна (1768 г.р.). После смерти мужа проживала с сыном Григорием.

Их дети: Василий (1790 г.р.), Григорий (1796 г.р.), Иоанн (1807 г.р.).

 

Крокос Василий Петрович (1864 г.р.) – сын священника села Должок Хотинского уезда, Петра Дмитриевича Крокоса (1820 г.р.) и Марии Феодосиевны (1823 г.р.). Окончил Кишиневскую духовную семинарию. 27 августа 1889 года, епископом Аккерманским Аркадием рукоположен во священника к Рождество-Богородичной церкви села Цахноуцы 3-го округа Оргеевского уезда[38]. 25 августа 1897 года перемещен к церкви Успения Пресвятой Богородицы села Васильевка 5-го округа Хотинского уезда[39]. 31 декабря 1903 года перемещен к Иоанно-Богословской церкви села Клокушна, того же уезда[40]. Там он прослужил до 1919 года.

В 1898 году за усердную епархиальную службу награжден набедренником[41]. По определению Кишиневского епархиального училищного совета от 8 января 1903 года, 1 февраля того же года, «за ревностное отношение к исполнению обязанностей заведывающих и законоучителей церковных школ» ему объявлена благодарность[42].

Жена: Мария Андреевна (25.03.1873 г.р.).

Их дети: Людмила (23.03.1890 г.р.), Валентина (23.04.1891 г.р.), Владимир (30.04.1893 г.р.), Клавдия (04.06.1895 г.р.), Нина (11.10.1897 г.р.), Вера (14.06.1899 г.р.), Любовь (14.07.1901 г.р.), Лидия (06.03.1903 г.р.), Надежда (16.08.1906 – 24.12.1910) и Анна (09.09.1911 г.р.).

 

Морошан Симеон Николаевич (1879–1913) – из крестьян, родился в селе Клокушна Секурянской волости Хотинского уезда, в семье Николая Григорьевича Морошана (1854 г.р.) и Евфимии Петровны[43]. Учился в Секурянском мужском училище. 24 декабря 1900 года принят в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне в Греции. 20 марта 1903 года пострижен в рясофор, 10 апреля 1907 года – в мантию, а 28 ноября 1911 года – в схиму. Послушание проходил на Крумице – небольшой скит от Свято-Пантелеимонова монастыря, соседствует с монастырем Хиландар.

Преставился 28 ноября 1913 года[44].

 

Нагора Стефан – в 1820-х годах некоторое время служил при Иоанно Богословской церкви села Клокушна Хотинского цинута[45].

Умер во время эпидемии чумы, и похоронен в селе Клокушна.

Дети: Семен (1811 г.р.), Матвей (1816 г.р.), Мария (1817 г.р.).

 

Плечинта Иоанн Стефанович (1839–1903) – родился 9 марта 1839 года в селе Мендиковцы Хотинского уезда в семье священника Стефана Иеремиевича Плечинты (1802–1891) и Софронии (1809 г.р.). Окончил Кишиневскую духовную семинарию по 2 разряду. 29 сентября 1865 года архиепископом Кишиневским и Хотинским Антонием (О.А. Шокотов) рукоположен во священника к Екатериниской церкви села Котюжаны Хотинского уезда. 21 марта 1869 года переведен к Иоанно-Богословской церкви села Клокушна того же уезда[46].

6 февраля 1875 года назначен библиотекарем 5-го благочиннического округа Хотинского уезда. 26 марта 1875 года утвержден помощником благочинного в том же округе – на 2-е трехлетие. В 1887 году назначен законоучителем Клокушнянской церковно-приходской школы[47].

4 августа 1872 года «за усердную и исправную пастырскую службу» награжден набедренником. В марте 1879 года получил благословение Святейшего Синода. 25 февраля 1885 года награжден синодальной фиолетовой скуфьей.

Рано овдовел. Детей не имел. Умер 30 ноября 1903 года.  Похоронен на приходском кладбище[48].

 

Попеско Николай Иванович (16.01.1879 г.р.) – сын крестьян села Малешты Бендерского уезда. Окончил полный курс Кишиневского трехклассного уездного училища. С января 1892 года по сентябрь 1908 года состоял в должности учителя в церковно-приходских школах Кишиневской епархии.

Окончил псаломщический класс. 26 апреля 1908 года получил звание псаломщика. 12 ноября 1908 года, резолюцией епископа Аккерманского Никодима, назначен исполняющим должность псаломщика при Иоанно-Богословской церкви села Клокушна 5-го округа Хотинского уезда[49]. 8 апреля 1910 года утвержден в должности. Там и в той же должности он служил и по данным на 1930 год[50]. 21 августа 1945 года, уже после вхождения Молдавии в состав Советского Союза, подтвержден в должности[51].

 

Ткач Семен Саввович (1878 г.р.) – из крестьян, родился в селе Клокушна Серкурянской волости Хотинского уезда, в семье Саввы Пантелеймоновича Ткача и Ирины Григорьевны[52]. Учился в Секурянском мужском училище. В дальнейшем монах с именем Сафоний – пострижен в мантию. 19 февраля 1919 года арестован в Москве по обвинению: «за агитацию против Советской власти»[53]. Решение по обвинению так и не было принято. В 1920-х годах служил в Никольской церкви на Большой Ордынке в г. Москве. 28 августа 1934 года арестован по делу «филиала» «Истинно-Православная церковь (ИПЦ)» 11 декабря 1934 пригов. по ст.ст. 58-10 и 11 УК РСФСР к 5 годам ссылки в Северный край. 15 декабря отправлен в Архангельск[54].

Яремчук А.В.

Реабилитирован в апреле 2005 года прокуратурой города Москвы[55].

 

Яремчук Амвросий Васильевич (07.12.1879 г.р.) – получил аграрное образование. На протяжении многих лет работал учителем в церковно-приходских школах Оргеевского и Хотинского уезда. По данным на 1910 год был учителем двухклассной церковной школы села Клокушны.

В 1915-1916 годах работал законоучителем в Бессарабском сиротском приюте для детей, чьи отцы сложили головы на полях сражений Первой мировой войны. Некоторое время, там же он был экономом и делопроизводителем[56].

В 1916 году окончил Кишиневскую духовную семинарию и был рукоположен во священника. С 1919 года – настоятель Иоанно-Богословской церкви села Клокушна 5-го округа Хотинского уезда[57]. Там он служил и по данным на 1930 год[58]. В 1930-х роках деякий час був благочинним округу[59]. В 1945 году, уже после вхождения Молдавии в состав Советского Союза, подтвержден в должности[60]. Служил там и по данным на 1952 г.

Жена: Людмила Васильевна. Их дети: Борис (02.10.1910 г.р.).

 

_______________________________________________

[1] Нямецкий монастырь расположен в 10 км к северо-западу от румынского города Тыргу-Нямц. Предположительно, монастырь был основан во второй половине XIV в. Основание монастыря приписывается господарю Молдавского княжества в 1375 – 1391 годах, Петру I Мушату. По другой версии, Нямецкий монастырь был основан в 1367 году старцами Сафронием, Пименом и Силуаном, пришедшими со своими учениками из окрестностей Тырнова. Монастырь, будучи большим религиозно-нравственным и просветительским центром своей страны, обладал огромными богатствами. Принадлежащие ему имения, угодья, скот и прочее имущество было разбросано практически по всей территории Молдавского княжества.

[2] Голия (рум. Golia) – ныне мужской монастырь в Ясской архиепископии (Митрополия Молдовы и Буковины) Румынской Православной Церкви. Расположен в г. Яссы.

[3] Мандзяк А. С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – Сокиряны: «Сокирянщина», 2015. – С. 60-61, 62, 296.

[4] Церковный архив Свято-Димитриевской церкви села Гвоздовцы.

[5] Халиппа И.Н. Сведения о состоянии церквей Бессарабии в 1812–13 гг. // Труды Бессарабской губернской ученой архивной комиссии. – Том. III. – Кишинев: Типо-Липография Э. Шлиомовича, 1907. – Т. III. – С. 260.

[6] Молдова ын епока феудализмулуй. – Волумул VII, партя I: Реченсэминтеле популацией Молдовей дин аний 1772-1773 ши 1774 /алкэтуиря, кувынтул ынтродуктив ши коментарииле де П.Г. Дмитриев; суб редакция луй П.В. Советов, кандидат ын штиинце историче. — Кишинэу: «Штиинца», 1975. – С. 147.

[7] Молдова ын епока феудализмулуй. – Волумул VII, партя II: Реченсэминтеле популацией Молдовей дин аний 1772-1773 ши 1774 / алкэтуиря, кувынтул ынтродуктив ши коментарииле де П. Г. Дмитриев; суб редакция луй П. В. Советов кандидат ын штиинце историче. — Кишинэу: «Штиинца», 1975. – С. 148.

[8] Роспись землевладения и сословного строя населения Бессарабии по данным переписи 1817 года. – Обработал по официальным данным И.Н. Халиппа // Труды Бессарабской губернской ученой архивной комиссии. – Том. III. – Кишинев: Типо-Липография Э. Шлиомовича, 1907. – С. 18.

[9] Ведомость о богословской церкви, Бессарабской области Хотинского уезда селения Клокушны, за 1830 год // Формулярные ведомости церквей Хотинского уезда за 1830 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, д. 44. – Л. 90.

[10] Переписка с Кишиневской духовной консисторией, Хотинским уездным полицейским управлением о достройке церквей в имениях Щироуцы и Клокушна Хотинского уезда (11.06.1874 – 05.02.1875). – НАРМ, ф. 125, оп. 4, д. 105; и др.

[11] Ведомость о Иоанно-Богословской церкви села Клокушны, 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии, за 1896 год // Клировая ведомость Хотинского уезда за 1896 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, д. 195. – Л. 143.

[12] Ведомости о церквях Хотинского уезда за 1878 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, д. 184. – Л. 94 об.

[13] Мандзяк О.С. Православна Церква на Сокирянщині / Мандзяк Олексій Степанович, автор і упорядник. – «Сокирянщина», 2016. – С. 413.

[14] Метрическая книга, данная из Кишиневской духовной консистории в Иоанно-Богословскую церковь села Клокушны 5-го округа Хотинского уезда, для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших, на 1888 год. – НАРМ, ф. 211, оп. 19, д. 81. – Л. 299об-300.

[15] Ведомость о богословской церкви, Бессарабской области Хотинского уезда селения Клокушны, за 1830 год // Формулярные ведомости церквей Хотинского уезда за 1830 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, д. 44. – Л. 91.

[16] Ревизская сказка местечек, селений и церквей Хотинского уезда, о священно-церковнослужителях (апрель 1835 г.). – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 134, оп. 2, д. 100. – Л. 255.

[17] Клировые ведомости Хотинского уезда за 1853 год. – Державний архів Чернівецької області, ф. 605, оп. 1, д. 106. – Л. 586.

[18] Мандзяк О.С. Православна Церква на Сокирянщині / Мандзяк Олексій Степанович, автор і упорядник. – «Сокирянщина», 2016. – С. 413.

[19] Ведомость о Иоанно-Богословской церкви Хотинского 2-й части уезда селения Клокушны, за 1837 год // Клировые ведомости церквей 2-го округа Хотинского уезда за 1837 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, д. 57. – Л. 179об.

[20] Ведомости о церквях 5-го округа Хотинского уезда за 1888 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, д. 191. – Л. 137об.

[21] Дело о переводе причетчика с. Клокушны Димитриу Н. псаломщиком в с. Немировку Хотинского уезда (12.06.1891 – 11.11.1891). – НАРМ, ф. 208, оп. 3, д. 2500 (справа вибула).

[22] Кишиневская духовная консистория (по делам Хотинского уезда). Клировые ведомости церковных приходов Хотинского уезда за 1811 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, д. 13. – Л. 42об-43.

[23] Ведомость о богословской церкви, Бессарабской области Хотинского уезда селения Клокушны, за 1830 год // Формулярные ведомости церквей Хотинского уезда за 1830 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, д. 44. – Л. 91-91об.

[24] Ревизская сказка местечек, селений и церквей Хотинского уезда, о священно-церковнослужителях (апрель 1835 г.). – НАРМ, ф. 134, оп. 2, д. 100. – Л. 355об.

[25] Дело по рассмотрению рапорта протоиерея Хотинского цынута Радостата Г. о назначении дьячка церкви с. Клокушны Кирилловича В. священником церкви с. Гвоздоуц (15.06.1816-31.08.1816). – НАРМ, ф. 205, оп. 1, д. 1248.

[26] Мандзяк О.С. Православна Церква на Сокирянщині / Мандзяк Олексій Степанович, автор і упорядник. – «Сокирянщина», 2016. – С. 471.

[27] Ревизская сказка тысяча восемьсот тридцать пятого года апреля двадцать первого дня, Бессарабской области Хотинского уезда села Гвоздоуц двухприходной Архангело-Михайловской церкви, состоящей на имении помещика Александра Фомова Томульца, о числе вященно и церковнослужителях их женах и детях обоего пола. – НАРМ, ф. 134, оп. 2, д. 100. – Л. 358об – 359.

[28] Ведомость о Богословской церкви, Бессарабской области Хотинского уезда селения Клокушны, за 1830 год // Формулярные ведомости церквей Хотинского уезда за 1830 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, д. 44. – Л. 91.

[29] Ведомость о Иоанно-Богословской церкви Хотинского уезда селения Клокушной, за 1832 год // Клировые ведомости церквей 2-го округа Хотинского уезда за 1832 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, д. 57. – Л. 97об–98.

[30] Ревизская сказка местечек, селений и церквей Хотинского уезда, о священно-церковнослужителях (апрель 1835 г.). – НАРМ, ф. 134, оп. 2, д. 100. – Л. 354об – 355.

[31] Ведомость о Иоанно-Богословской церкви Хотинского 2-й части уезда селения Клокушны, за 1837 год // Клировые ведомости церквей 2-го округа Хотинского уезда за 1837 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, д. 57. – Л. 178об.

[32] Ведомость о Иоанно-Богословской церкви Хотинского уезда монастырского селения Клокушной, за 1853 год // Клировые ведомости приходов Хотинского уезда за 1853 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, д. 106. – Л. 560об.

[33] Ведомость о Иоанно-Богословской церкви Хотинского 2-й части уезда селения Клокушны, за 1837 год // Клировые ведомости церквей 2-го округа Хотинского уезда за 1837 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, д. 57. – Л. 179об.

[34] Ведомость о Иоанно-Богословской церкви Хотинского уезда монастырского селения Клокушной, за 1853 год // Клировые ведомости приходов Хотинского уезда за 1853 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, д. 106. – Л. 561об.

[35] Ведомости о церквях Хотинского уезда за 1878 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, д. 184. – Л. 95об-96.

[36] Ведомости о церквях 5-го округа Хотинского уезда за 1888 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, д. 191. – Л. 136об.

[37] Метрическая книга, данная из Кишиневской духовной консистории в Иоанно-Богословскую церковь села Клокушны 5-го округа Хотинского уезда, для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших, на 1908 год. – НАРМ, ф. 211, оп. 19, д. 84. – Л. 89об-90.

[38] Распоряжения Епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1889. – № 22, 15 ноября. – С. 939.

[39] Распоряжения Епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1897. – № 17, 1 сентября. – С. 386.

[40] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1904. – № 1-2, 1-15 января. – С. 4.

[41] Распоряжения Епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1898. – № 24, 15 декабря. – С. 518.

[42] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1903. – № 5, 1 марта. – С. 124.

[43] Мандзяк О.С. Православна Церква на Сокирянщині / Мандзяк Олексій Степанович, автор і упорядник. – «Сокирянщина», 2016. – С. 542.

[44] Русский Афон XIX-XX веков. Том 2: Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне / Главный редактор серии: иеромонах Макарий (Макиенко) — духовник и первый эпитроп Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. – Святая Гора Афон, 2013. – С. 230.

[45] Ведомость о богословской церкви, Бессарабской области Хотинского уезда селения Клокушны, за 1830 год // Формулярные ведомости церквей Хотинского уезда за 1830 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, д. 44. – Л. 91об.

[46] Ведомость о Иоанно-Богословской церкви Хотинского уезда селения Клокушны, состоящей в Клокушнянском приходе, за 1878 год // Ведомости о церквях Хотинского уезда за 1878 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, д. 184.. – Л. 94 об. – 95.

[47] Ведомости о церквях 5-го округа Хотинского уезда за 1888 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, д. 191. – Л. 135об.

[48] Метрическая книга, данная из Кишиневской духовной консистории в Иоанно-Богословскую церковь села Клокушны 5-го округа Хотинского уезда, для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших, на 1903 год. – НАРМ, ф. 211, оп. 19, д. 83. – Л. 150об-151.

[49] Ведомость о Свято-Иоанно-Богословской церкви села Клокушны, 5-го округа Хотинского уезда, за 1908 год // Клировые ведомости Хотинского уезда за 1908 год. – ДАЧО, ф. 605, оп. 1, д. 210. – Л. 148об.

[50] Episcopia Hotinului. Anuar. / Valeriu Ciobotaru. – Chişinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească»,1930. – P. 103.

[51] Candu T., Moșin O. Clerul din Republica Sovietică Socialistă Moldovenească. Registrul oficial din 1945-1948 (I) // Archiva Moldaviæ. – Iași, 2009. – Vol. I. – P. 268.

[52] Метрическая книга, данная из Кишиневской духовной консистории а Свято-Иоанно-Богословскую церковь села Клокушны 5 округа Хотинского уезда, для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших, на 1878 год. – НАРМ, ф. 211, оп. 19, д. 25. – Л. 503об.

[53] Жертвы политического террора в СССР.

[54] Осипова И.И. «Сквозь огонь мучений и воду слёз…». Гонения на Истинно-Православную Церковь в СССР. По материалам следственных и лагерных дел – Москва: Серебряные нити, 1998. – С. 360; «Из истории гонений Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви. Конец 1920-х – начало 1970-х годов».

[55] Мандзяк О.С. Православна Церква на Сокирянщині / Мандзяк Олексій Степанович, автор і упорядник. – «Сокирянщина», 2016. – С. 676.

[56] Тарнакин В., Соловьева Т. Бессарабские истории / Ист.-краеведческие журналистские расследования / Владимир Тарнакин, Татьяна Соловьева. – Chişinău: Pontos, 2011. – С. 44, 48.

[57] Anuarul Eparhiei Chişinăului şi Hotinului (Basarabia). Ediţie oficială / Alcătuit după date oficiale de C.N. Tomescu, secretarul General Arhiepiscopiei al Chişinăului şi Hotinului. – Chișinău: Тipografia Eparhială, 1922. – P. 123.

[58] Episcopia Hotinului. Anuar. / Valeriu Ciobotaru. – Chişinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească»,1930. – P. 103.

[59] Mișcarea in cler // Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi-Chișinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1931. – № 9-10. – P. 121.

[60] Candu T., Moșin O. Clerul din Republica Sovietică Socialistă Moldovenească. Registrul oficial din 1945-1948 (I) // Archiva Moldaviæ. – Iași, 2009. – Vol. I. – P. 267.

Мітки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Залишити коментар