Михаил Шундрий

 

Сайт «Сокирянщина» уже неоднократно публиковал материалы, посвященные церкви в селе Ломачинцы Сокирянского района. Предыдущая публикация статьи Михаила Шундрия «Ломачинецкому храму – 200 лет!» состоялась 12 декабря 2011 года. Упоминания о церкви были и в других статьях, например в таких, как статья «Родословная помещиков Крупенских», а также в материалах историко-краеведческого альманаха «Сокирянщина«.

Храм построен в виде креста и имеет такие габаритные размеры: длина — 18 м, ширина — 4,5 м, высота до маковки креста — 14,5 м. Задействовали строители для возведения церкви древесину из местных лесов, а также желтый и белый известняк из каменоломни в урочище «Гирни». Песок и белую глину брали из урочища «Пэтрюковэ».

Из архивных документов узнали, что 30 января 1873 года цараны[1] поселения Ломачинцы собрались на мирскую сходку, где слушали священника Арефу Батицкого «О выборах попечителей для церкви». На сходке было 400 мирян, которые избрали честных и порядочных поселян: Василия Гонцу, Савву Солонаря, Ивана Твердохлиба, Марка Петрика, Данила Нагирняка, Григория Твердохлиба, Якова Маковея, Евфрема Шундрия, Семена Попадюка, Феодора Гончара, Якова Гонцу и Федора Чумака. Они стали попечителями церкви. Староста Иван Твердохлиб и писарь Василий Романов подписали решение схода.

Из книги Даниэля Газарда (Гусара) «Адаптация», изданной в 1994 году в США на английском языке, стало известно, что церковь значительно изменила свой архитектурный вид (касается кровли и верха) при ремонте в период румынской оккупации. Готический стиль быв превращен в обычный, как и осталось до настоящего времени. Самый крупный капитальный ремонт люди делали церкви в 1964-1965 годах. На этот раз люди тоже постарались, к 200-летнему юбилею храма украсили строение.

Особое внутреннее «убранство» настраивает прихожан на духовное исцеление. Чрезвычайной красоты иконостас, большие иконы, которых больше нигде не увидишь, и много разнообразных икон-репродукций, с которых на людей сходит Божья благодать. Сохранились две процессии в чеканке на бронзе. Имеем иконы и местного художника Ивана Любинецкого. Древняя дарохранительниця и антимис, приблизительно с 1830 года завезен в церковь при священнике Иларионе Варзале. Плащаница подарена храму помещицей Софией Крупенской в 1905 году.

Церковные книги на старославянском и русском языках, несколько дореволюционных (т.е. до 1917 года) изданий, старые, древние исчезли бесследно. Зато у односельчан есть Евангелие с1819 года, Псалтырь с 1884-го, Проповеди с 1890-го.

Церковь занимает площадь около 40 соток, ограждена каменным забором. Колокольня с 1910 года — трехъярусная, деревянная, высотой более 12 м. Мелодичные колокола, пение которых было слышно далеко за пределами села, сняли в годы Первой мировой войны.

Поминальная часовенка интересной архитектуры построена в 1871 году из желтого камня без раствора, восьмиугольник (октаэдр) обрамлен загадочными узорами, с кованным крестом на куполе и подвалом внизу, где находятся каменные гробы с прахом господ Крупенских и их родственников.

Церковный дом для священников находится возле церкви и возведен местными мастерами в 1876 году при батюшке Ефимии Билинском. Возле церкви есть погребения (из белого мрамора) вице-губернатора Матвея Егоровича Крупенского и двух его дочерей — Екатерины и Елизаветы.

Исследована хронология священнослужителей. Первым упомянуто Семена Лозана (года службы 1799-1828) у которого была матушка Пелагея и трое детей. Феодосий Чернявский был благоверным 5 округа Хотинского уезда и депутатом епархии (года службы 1830-1843). Гавриил Романчук — первый священник из селян (года службы 1892-1910). Даниил Корней (1872-1929 года) два раза состязался со всемирно известным борцом Иваном Заикиным на ярмарках в Окнице и Секурянах, активный участник Хотинского восстания. Макарий Михайлюк (1890-1970 гг.) отбыл наказание — 10 лет тюрьмы. Воспитал внука Николая Ожевана, ныне известного профессора общественных наук. Иван Маковский (года службы 1990-1992), первым начал строить новую церковь на фундаменте с 1930 года (ныне служит в г. Сокиряни).

Нынешний священник Константин Равлюк в нашей церкви с 1993 года. Приложил большие усилия к строительству нового храма, упорядочению территории, сохранению нашей реликвии — старой церкви. Продолжают славу священничества Александр Власов и Александр Довбенко. Закончили духовную семинарию Иван Власов и Михаил Дихтяр.

Из дьяков и дьячков наиболее известна Фекла Ожеван — мама профессора Николая Андреевича Ожевана, которая знала всю службу наизусть — дочь Макария Михайлюка.

Сделана хронология также пономарей и псаломщиков.

На краю старой территории села находится сельское кладбище. Самое старое погребение — 1765 года нашел Николай Дмитриевич Марчук. Большинство крестов вытесаны из желтого камня братьями Захарием и Феодосием Дихтярями.

Из односельчан был монахом Марк Шундрий, 1880-1963 гг., сын боголюбивих царан Николая Дмитриевича и Анны Марковны. А у богосмиренных Василия Ивановича Петрика и Кристины Федоровны три дочери — Аксинья, Прасковья и Мария жили монашеской жизнью в Каларашовке.

Более детально и широко можно узнать, прочитав книжечку «История церкви с. Ломачинцы» — автора этой публикации, изданную в г. Сокиряни в 2006 году.

 Статья также публиковалась на украинском языке в газете «Дністрові зорі».  

Перевод на русский язык – сайт «Сокирянщина»

 ____________________________________________

[1] цараны (молд.) – изначально — вольные крестьяне в Молдавском княжестве

Мітки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Залишити коментар