admin on 17th Январь 2012

01 ukr5Во время новогодне-рождественских праздников сокирянцев особо объединяют давние традиции. И, наверное, ярчайше это проявляется в таком действе, как буковинско-бессарабская Маланка. Ранее на Старый Новый год ее проводили — каждый в своем селе. Говорят, что кое-где населенные пункты аж заливались от гейкания. Кое-кто водил с собою традиционного для Бессарабии «бугая», подававшего голос страшным ревом только тогда, как его тянули за хвост.

Собравшись группой, ребятишки ходили по дворам и речитативом щебетали приветствия, кто — какие заучил. Хозяева благодарили за приветствие, одаривали гостей, а те благодарили в свою очередь людей, принявших их и спешили дальше.

В последние годы, по инициативе районного отдела культуры стало доброй традицией собираться на забавные «фестины» в Сокирянах. Праздник проводится прямо на центральной площади города.

Охотно бывая на этих маланкуваннях, не раз расспрашивал у бабушек и дедушек, приходящих сюда на чудо-действо, а кто же такая Маланка, откуда она взялась, что ее так уважают и радуются ей? От людей и узнал, что это не просто давний фольклорный персонаж. По христианским легендам, Мелания была святой. А в языческой культуре это Макош — богиня полеводства, воды, пряжи, покровительница женщин.

Теперь стало понятно, почему каждый фольклорный коллектив, демонстрирующий на празднике свое мастерство, обязательно имеет в своем составе Маланку в сопровождении парня Василия (на 14 января приходится день святого Василия Великого). Кое-где Маланку опекают своим вниманием два казака или воина. Унаследовав героев фольклорного действа из седой древности, маланка обогатилась за последние десятилетия новыми чертами, во многом приобрела признаки настоящего карнавала. Может быть, поэтому побывать свидетелями и участниками веселого и захватывающего праздника собирается немало людей. А из окружающих сел съезжаются в город малые и старые.

В красочно-галдящих, разноцветных, шумных кружках — преимущественно молодые люди, но под чудными масками с разрисованными лицами и в экстравагантных париках с фантастическими украшениями никого узнать нельзя. И эта интрига держится вплоть до конца действа. Вместе с тем сразу заметно, что в Маланке наиболее имиджевою является Коза (на нее чаще всего выбирают молодого мальчика), далее идут Пан и Пани, Солдат, Дохтур (врач), Цыган, Черт и много других чудных и даже очень страшных персонажей. Но Коза над всеми берет верх. Она и танцует, и подбегает к публике, чтобы лизнуть языком или боднуть рожками, а более всего смешит всех тем, как ее доят и восхваляют хозяева, которые без козы — прямо в отчаянии.

 

И это понятно, поскольку Коза символизирует плодородие. У украинцев было поверье: «Где коза ходит, там рожь родит, где она рогом — там рожь стогом».

Следующая пара — Василий и Маланка — в ночь с 13 на 14 «отмечает» свой брак. Маланка символизирует женское начало, конец старого года, Василий — мужское начало, начало нового рока. Считается, что ночью «Маланка и Василий танцуют на печи». Поэтому на Маланку хозяйки заботливо прихорашивают, подбеливают печь…

Заметные среди всех маланчиных друзей и Кони. Они, как правило, высоки и цветисто украшены, а их наездники — симпатичны и подвижны. По тому, как конь танцует, бывает, и определяется успех всего круга.

 

Бурлит и вытанцовывает праздник, взрывается звонкими приветствиями и новогодними пожеланиями, сыпет шутками и захватывающим смехом. Уважаемое жюри объявляет победителей маланчиного фестиваля и на импровизированную сцену поднимаются бородатые Деды Морозы со своими симпатичными Снегурочками. Все трогательные, неповторимые, но приз получает только пара-победитель. Затем награду получает щедрувальная группа и под бурные аплодисменты и радостные восклицания поздравляют лучшую Маланку.

Кого-то отдельно не хотелось бы выделять, поскольку все знают, что красивые Маланки во многих селах, но наилучшие все же в Гвоздовцах, Романковцах, Витрянке, Селище, Вашковцах, Василевцах (Васильевка), Шебутынцях, а еще же в Кулешовке, Коболчине и в Кормани.

Признательные за праздник горожане возвращаются по домам, чтобы продолжить празднование застольем, а маланкарям они желают счастья, здоровья и чтобы их веселье и радость не покидали никогда.

На следующее утро уже нужно посевать…

Александр Чорный, журналист

На снимках (больше снимков можно увидеть на украиноязычной страничке нашего сайта), которые почти до сумерек воскресного дня делал автор этого интересного материала и искренний почитатель традиций нашего края — Маланка-2012. Она гуляла в Сокирянах, на центральной площади, где было море веселья, радости, народного юмора и звонкоголосого пения. Маланка веселила всех.

 Все фотографии можно увеличить кликом мышки

Мітки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Залишити коментар