Колядование — старинный обычай зимних01 ukr5 (преимущественно рождественских) обходов с исполнением величально-поздравительных песен (колядок) и речитативных формул (віншівок). Подобные же названия новогоде-рождественской праздничной обрядности наблюдаются и у других славянских народов: koleda — у поляков, koleda — у чехов, koledo — у болгар.

Группа мужчин, неженатой молодежи, детей заходит во двор каждого дома, прославляет хозяев, желает им здоровья, счастья, щедрого урожая, благосостояния, за что получает определенное вознаграждение.

Колядование является нецерковным обычаем, однако со временем он был частично христианизирован. Поэтому в тематике колядок представленны как религиозные, так и светские мотивы — мирной земледельческой работы, казацких военных походов, общественного и семейного быта и т.п.. В основе этих обходов лежала магическая идея «первого дня», согласно которой пожелания, высказанные на новогодние святки, должны были стать реальностью. Во многих из песен находим отголосок весенних мотивов, поскольку новый год у древних славян начинался с весеннего равноденствия: пробуждение природы знаменовало начало нового аграрного и календарного цикла.

Итак, давние колядки и щедровки, которые сохранились до сих пор в репертуаре украинцев, явились прежде всего — как величальные песни языческой весенней новогодней обрядности, в содержании которых прежде всего высказывалась забота о судьбе будущего урожая. Со временем, в XIV ст., вследствие перенесения новогодних праздников с весны на 1 января под влиянием принятого в Европе январского летосчисления и под давлением христианства, внедренного в Украине-Руси еще в Х ст., языческие новогодние обряды и песни постепенно передвинулись с весеннего на зимний период.

Как известно, еще 325 г. на Никейском соборе было принято считать день зимнего солнцестояния 24 декабря (по старому Юлианскому календарю) — днем рождения Христа. Ранее этот день праздновали в Римской империи — как день рождения бога Солнца Митры («Dies natalis Solis invicti» — день рождения непобедимого Солнца). Таким образом, одновременно с переносом весенней новогодней обрядности на зиму, часть песен (колядки), обслуживавших этот обряд, украинцы под влиянием христианства стали приурочивать к Рождеству Христовому. Постепенно начинают появляться и народные колядки на библейские сюжеты, а именно «Ой я то було з первовіку, гей дай, Боже»: о рождении, распятии, страдании и смерти Исуса Христа.

В 1582 г. Папа Григорий XIII реформировал Юлианский календарь в Григорианский. Тем не менее, в церковной жизни украинцев до сих пор сохранилось старое летосчисление. Поэтому сейчас украинцы празднуют Рождество Христово не 24 декабря, а 7 января по новому стилю, принятому в гражданском употреблении. Т.е. у православных украинцев (и россиян) отошли от дня рождения Солнца, предоставив преимущество старому календарю.

Обычай колядования, как и щедрования, играл важную роль в развитии народного музыкально-песенного творчества. Новогодние напевы исполнялись коллективами (певческими ватагами, кружками) разного состава: юношескими, девичьими, детскими, старшего возраста. Это определяло определенные особенности их мелодики, ритма и даже содержания. Детское колядование имело упрощенную форму — в основном это просьба вознаграждения.

Объединялись колядовщики по территориальному принципу — по отдельным улицам или углам сел. Обязательно избирали среди себя старшего (атамана, березу) и мехоношу (от слова «мех»), который носил собранные продукты. В состав ватаги нередко входили музыканты и танцоры.

В разных местностях колядование имело свои отличия. На Восточной Украине преобладали обходы с рождественской звездой, на Западной — с кукольным или живым вертепом. Кроме религиозной народной драмы, разыгрывали театрализованные сценки с масками дохристианского происхождения.

Звезда — традиционный атрибут рождественского обряда колядования. Связанный с евангельской легендой о Христе, чудесное рождение которого предвестила «Вифлеемская звезда». Изготовляли Звезду, как правило, из обычного решета, к которому прилаживали «рога» и обклеивали разноцветной промасленной бумагой, украшали фольгой, лентами и кистями. К боковым стенкам Звезды часто крепили картинки на религиозные сюжеты, а вглубь вставляли свечку, создавая что-то наподобие «волшебного фонаря». Кое-где делали так, чтобы Звезда могла оборачиваться вокруг своей оси.

«Коза» — театрализованный обряд — игра с масками, который имел свой устоявшийся сценарий, песенный и музыкальный репертуар. Назван он по главному персонажу — парню, переодетому козой (вывернутый кожух и деревянный макет головы животного). Центральным моментом ритуального действа был танец Козы, ее «умирание» и «воскресение», что символизировали циклический круговорот времени, приход нового года. Земледельческая направленность обряда ярко раскрывается в сопроводительной песне:

«Где коза ходит, там рожь родит,

Где не бывает, там полегает

Где коза ногой, там рожь копной,

Где коза рогом, там рожь стогом».

Со временем обряд утратил свою первоначальную магическую функцию и трансформировался в народный пародийно-юмористический спектакль. Кроме центральной зооморфной маски, в ней действовало много бытовых персонажей: Дед, Баба, Врач, Жандарм, Жид, Циган, Турок, Гончар и прочие.

Вертеп (шопка, бетлегем, стаенка, часовня) — популярный в XVII-XIX в. передвижной кукольный театр, с которым выступали на ярмарках, городских и сельских площадях, а чаще ходили по домам в праздничные дни. Сначала творцами и исполнителями вертепных драм были бурсаки и «странствующие дьяки», позднее — странствующие группы артистов. В отличие от Западной Европы, где Вертеп длительное время функционировало в лоне церкви, у восточнославянских народов изначально он имел тесную связь с демократической театрально-зрелищной культурой.

Вертеп, с которым ходили колядовать в Западной Украине, был небольшим по размерам и несложным по исполнению. Своей формой он напоминал крестьянский дом или церковь. Его обклеивали разноцветной бумагой, разукрашивали рисунками и образками соответствующего содержания. Внутри сундучка устанавливались примитивные куклы или же просто рождественские открытки со статическими евангельскими сюжетами. Существовали и более осложненные модели: куклы крепились на диске, который вращался, создавая иллюзию оживления фигур.

В Восточной Украине с Вертепом колядовали реже. Здесь он выступает как настоящий театр кукол, довольно сложный по конструкции, который обслуживался настоящими профессионалами. Двухэтажные, хорошо украшенные, такие Вертепы были настоящим достижением народного искусства. Каждый этаж имел свое назначение: на первом ставили бытовые пародии, интермедии светского характера, на втором же разыгрывали сюжеты рождественского евангельского цикла (рождение Христа, уничтожение грудных детей по приказу Ирода, приход волхвов с дарами и т.п.). Наибольшую симпатию у зрителей вызвали импровизированные бытовые сценки, в которых положительными персонажами выступали Казак-Запорожец, Солдат (Москаль) и Крестьянин, высмеивались паны, алчные попы, корчмари и пр.. Вертепное действо сопровождалось танцами и песнями.

У нас — в Северной Бессарабии колядование имело некоторые свои отличия, связанные с смешением украинской, русской и молдавской обрядности. В частности, из молдавской обрядности вошел обычай носить с собой при колядовании «бугая».

Бугай (молд. — бербеница) — самодельный, по обыкновению довольно грубо и на скорую руку сделанный, басовый аккомпанирующий ударный музыкальный инструмент, который своим звучанием напоминает рев бугая. Бугай имеет форму барабана с прицепленным к мембране пучком волос из лошадиного хвоста. Детальнее — это деревянный цилиндр (по обыкновению — из небольшой бочки), верхнее отверстие которого обтянуто кожей. К коже в центре прикреплен пучок лошадиного волоса, по обыкновению — из хвоста. Звучит, когда «бугая» тянут, точнее — потягивают за хвост мокрыми (например, смоченными в квасе) руками. Но можно и не мочить. В зависимости от места, с которого на хвосте начать тянуть, изменяется высота звука. Во многих случаях бугаи делались довольно утонченно и даже профессионально, красиво разрисовывались. Такие использовались годами. На в наше время обычай с бугаем больше сохранился в молдавских селах.

В нашем селе, как и почти по всей Украине, новогодне-рождественская обрядность еще в 50-х годах была почти утрачена, превратилась скорее в обычное детское попрошайничество:

«Коляд, коляд, колядниця,

Добра з медом паляниця,

А без меду не така,

Дайте дядько (або тітко, бабко, дуду) п’ятака»

В настоящее время, к сожалению, восстановление обрядности тоже идет довольно вяло. Как правило, просто из-за лени.

Мітки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Залишити коментар