01 ukr5В центре села Гвоздовцы стоит одна из самых больших и красивых на территории нашего края церквей. Кроме того, это одна из самых старых крупных церквей, которую даже в советские времена ни когда не закрывали и она беспрерывно служила православным верующим не только Гвоздовцов, а и многих соседних сел со времени завершения строительства, т.е. — с 1870 года, несмотря на революции, оккупации и смены власти. Но к сожалению, исторические ураганы все же зацепили церковь: она уже не может похвастаться старинными иконами и книжками, которых когда-то было очень много, и которые к сожалению в свое время напрочь растащили, заменивши на менее старые и не ценные, за исключением фресок. Кое-что просто пропало бесследно… И все же церковь действует!

Наш сайт уже публиковал статью, посвященную одному из священников гвоздовецкой церкви Лампадию Озерянскому. Сегодня мы публикуем материал, посвященній истории гвоздовецкого храма и всем его священнослужителям ХІХ-го — начала ХХ-го ст.ст., имена которых удалось установить. Одновременно просим всех посетителей сайта, кому известны дополнительные сведения относительно истории церквей села Гвоздовцы и относительно их священнослужителей — сообщить нам.

Когда именно в Гвоздовцах была построена первая церковь, ныне сказать не возможно. Прошли столетия, край утопал в бесчисленных войнах, одна за другой менялись власти. При этом канули в прошлое немногочисленные письменные источники, из которых можно было бы установить эту важную для гвоздовчан дату. Можем только сказать, что во второй половине XVIII ст. жители Гвоздовцов ходили молиться в небольшую церковь, которая по современным представлениям больше напоминала обычный дом, чем культовое сооружение. Вместе с тем вместиться в такой церкви могло приблизительно 20 прихожан вместе с духовными лицами.

Причиной этому было не столько экономическое состояние населения, сколько политические обстоятельства. Как известно, в те времена Гвоздовцы находились под властью Османской империи. Турки в Бессарабии да и вообще в тогдашней Молдавии запрещали строить православные храмы, поэтому в селах, как правило, строили мало примечательные церкви-хаты, которые были лишены опознавательных элементов православной церкви и накрышных крестов [1].

Первая же документально подтвержденная на это время церковь была построена в Гвоздовцах в 1795 г. Ее освятили в честь Архангела Михаила и называлась она – Архангело-Михайловская. Церковь была простенькая. Со временем, в 1812-м или 1813-м годах, во время, так сказать, инвентаризации бессарабских церквей, ее описали следующим чином – «деревянная, помазанная глиной, во всем обветшавшая; покрытая соломой; одеждами и книгами скудна» [2].

Но при всей бедности, как мы можем предположить, священникам в Гвоздовцах жилось не плохо. Во время переписи населения Бессарабии в 1817 г., когда село принадлежало помещику Иоанну Немешеску в Гвоздовцах числилось: «2 священника, 2 дьячка, 1 паламарь»[3]. Вообще-то этот помещик довольно хорошо относился к духовенству, при нем появился так называемый «священнический садик», с которого питались местные священники и их семьи.

В 1870 году в селе была построена новая церковь, которая была освящена в честь Святого Дмитрия. Она стоит и действует до этого времени. Построил ее за собственные средства помещик Самсон, которого это обязал сделать суд в качестве наказания (или это было такое в то время одно из условий освобождения от наказания) за значительное преступление: помещик нацепил на своих коней какие-то особые колокольчики, которые можно было цеплять исключительно на коней великокняжеских особ.

Отметим, что при Самсонах священникам в Гвоздовцах жилось не так свободно как при Немешеску. Они отличались «тяжелым характером», и сдружиться с ними мог не каждый священник. Поэтому при во времена их господства был период когда священники в Гвоздовцах надолго не задерживались. Но при этом, известно и другое — помещица Е.Е. Самсон не жалела денег на саму церковь. На ее средства был восстановлен иконостас, а так же закуплен дополнительный инвентарь (?).

Не были равнодушны к церковной жизни и известные бессарабские арендаторы, гвоздовецкие помещики Бибери. На их средства, а так же на средства крестьян в начале XX ст. в церкви был сделан ремонт. Помещик, известный в свое время поэт Платон Бибери всячески помогал семье священника Михаила Холдевича, а так же вдове о. Лампадия Озерянского — матушке Александре.

Ниже приводим данные о некоторых духовных лицах (священниках, дьяках, пономарях и псаломщиках) которые служили при церкви с. Гвоздовцы в XIX ст. – 1919 г. Источниками при составлении списка послужили: «Кишиневские епархиальные ведомости» (1867 — 1917) [4], «Церковные ведомости» (1888 — 1917) [5], «Луминеторул» (1908 — 1925) [6], «Исповедные росписи о людях православного исповедования бывших и не бывших у святого причастия, с 1821 по 1852 года Хотинского уезда села Гвоздоуц по Архангело-Михайловской церкви»[7], а также информация получена от местных жителей.

СВЯЩЕННИКИ

Нагивский [8] Николай, служил священником в Гвоздовцах в начале 19-го ст., умер в период до 1822 года.

Шимановский Леонтий, 1753 года рождения, начал служить священником в Гвоздовцах, наиболее вероятно в период с 1808 до 1812 лет (некоторой период совместно с о. Николаем) и служил до 1824-25 г.г.. В эти годы он умер.

Кирилович Василий, 1798-1790 года рождения, служил священником в Гвоздовцах одновременно с о. Л.Шимановским, видимо был назначен после смерти о. Николая, по меньшей мере — с 1822 года и приблизительно — до конца 1840-х годов, когда и умер [9] .

Михалевич Алексей Лукич, 1809 года рождения, служил священником в Гвоздовцах в 1840-х — в начале 1850-х гг. Из священнического рода. Михалевичи служили в разных уголках Бессарабской епархии, в том числе в Хотинском уезде. Например, известно, что в 1830-х – в первой половине 1840-х годов в соседнем с Гвоздовцами с. Романковцы служил священником родственник о. Алексея — Кирилл Михалевич.

Ямбурский Спиридон Иоанович,  сын паномаря Иоана Илларионовича Ямбурского, родился в селе Пояны Оргеевского уезда в 1851 году. В июне 1875 года окончил Кишиневскую духовную семинарию по 1 разряду (на отлично). Летом — осенью 1875 года был рукоположен в священники церкви села Гвоздовцы. 11 октября 1876 г. перемещен на настоятельское место в с. Кипешку Оргеевского уезда.

Споялов Андрей, закончил курс семинарии. В первой половине 1870-х гг. служил псаломщиком в с. Молодово. 14 августа 1876 г. перемещен на место псаломщика в Покровский собор г. Хотина. р. 19 декабря 1876 года рукоположен в священники церкви с. Гвоздовцы. 19 марта 1881 года священник с. Романковцев Андрей Споялов был перемещен в с. Перинцы того же уезда. В 1906 году Андрей Споялов священник в с. Коболчине.

В 1899 году был награжден наперсным крестом и камилавкой. В 1902 духовный отец 5-го округа Хотинского уезда. В 1903 г., согласно просьбе, уволен с должности депутата по 5-му округу Хотинского уезда.

Гроппа Иоанн Димитриевич, окончил курс Кишиневской духовной семинарии. 30 августа 1877 рукоположен в священники церкви села Гвоздовцы, где послужил приблизительно 2 года. Согласно данным конца XIX в. и начала XX в. являлся членом Кишиневского Православного религиозно-просветительного Миссионерского Христо-Рождественского братства (открыто 28 декабря 1899 г. в г. Кишиневе), а также был благопристойным 2-го округа Белецкого уезда. Умер в 1904 г. в с. Кирилены Белецкого [10] уезда.

Его сын, Феодор Иоанович Гроппа окончил Кишиневскую духовную семинарию. Работал экономом Кишиневского епархиального женского училища. В 1905 году рукоположен в сан священника.

Шапчинский Георгий Георгиевич, служил в Гвоздовцах в конце 1870-х г. 10 декабря 1880 года был перемещен в с. Теребна Ясского уезда. Там он служил около 30 лет.

Дашкевич Петр, сын священника. В 1880-м году окончил курс Кишиневской духовной семинарии. В воскресенье 6 сентября 1881 года, в кафедральном соборе г. Кишинева, после божественной литургии, преосвященный митрополит Иерофей рукоположил его в священники церкви с. Гвоздовцы, где он прослужил очень короткое время. В дальнейшем служил в нескольких бессарабских поселениях (с. Липканы, с. Липник и др.). Был награжден церковными и государственными наградами, например, в 1911 г. наперсным крестом от епархиального начальства.

Озерянский Лампадий служил в Гвоздовцах в 1880-1901 гг. Родом он походил из Подольской губернии, где и закончил Подольскую духовную семинарию.

Отец Лампадий был человеком с большим багажом знаний и невероятными организаторскими способностями. Вместе с тем ему удавалось заботиться о прихожанах своего села и вести миссионерскую и просветительскую деятельность не только в Гвоздовцах, но и за пределами села. Некоторое время он служил одновременно при церкви с. Гвоздовцы и соседнего с. Клокушны [11]. В последнем он также был законоучителем местной церковно-приходской школы. В 1897 году «Лампад Озерянский предназначеный заведующим местной церковно-приходской школой» с. Клокушны [12].

Он искренне жертвовал деньги на разные благотворительные проекты неприбыльным общественным организациям, например Семинарскому Трехсвятительскому братству, которое было создано в феврале 1880 г. для помощи бедным ученикам Кишиневской семинарии, а так же Православного Миссионерского общества.

Во многом, благодаря о. Л.Озерянскому, жителям Гвоздовцы была выказана благодарность «с выдачей уставных грамот» (согласно «Списку лицам духовного и светского звания, которым за заслуги и пожертвования по духовному ведомству, определением от 31 мая — 12 июня 1890 года за № 1251, преподано благословение Святейшего Синода» [13]).

В его практике имели место несколько случаев перекрещивания иноверцев (иудеев и римо-католиков) в православную веру. В качестве одного из примеров можно привести следующий: «Присоединены к православию. 20 октября [1890 г.] священником села Гвоздоуц, Хотинского уезда Лампадом Озерянским дочь мещанина г. Бричан Сура Гондельман, девушка 18 лет, иудейского вероисповедания» [14]; «31 [1891 г.]октября священником села Гвоздоуц Хотинского уезда Лампадом Озерянским сын фельдфебеля Витольд Флориан Гаккель, римско-католического исповедования» [15].

8 сентября 1891 Лампадий Озерянский назначен депутатом по 5 округу Хотинского уезда на училищные съезды [16]. В 1898 году был награжден набедренником за старательную епархиальную службу.

Большим почетом о. Лампадий пользовался у прочих местных священников и дьяков. Так, в 1887 году священник Иоан Полянский, пригласил его на праздник освящения каменной церкви Святоуспения Пресвятой Богородицы в селе Шебутинцы. В 1892 году накануне освящения новой церкви в селе Непоротово «вечером сделанная была торжественно Всенощная священником Лампадом Озерянским и дьяком» [17].

Прибавить к сказанному можно и то, что отец Лампадий дружил с многими священниками Хотинского уезда и вообще Бессарабии, например, с Миной Черноуцаном (местечко Сокиряни), Михаилом Онуфриеєвичем (село Романковцы), Георгием Гербановским (село Селище). Его услугами, как одного из респондентов относительно старообрядцев Секурянской волости, пользовался митрополит Арсений (в миру Авксентий Георгиевич Стадницкий), известный историк церкви, в те времена редактор Кишиневских епархиальных сведений ( 1888-1896 гг.).

Священник Озерянский умер в конце 1901 г. или в начале 1902 г. Дружина о. Лампадия, Александра Озерянская пережила своего мужа на несколько лет. Получала помощь с эмеритальной кассы Кишиневской епархии.

Холдевич Михаил Иванович, сын священника. Его предки родом из с. Непоротова Хотинского уезда. Закончил Кишиневское духовное училище, со временем Одесскую духовную семинарию. Еще во время обучения в семинарии из-за обморожения утратил одну ногу [18]. Перемещен в церковь села Гвоздовцы 12 февраля 1902 г. До этого, с 16 августа 1899 г. служил в с. Михалково того же Хотинского уезда.

Отличался коммуникабельностью, был хорошим организатором, что подтверждают отчеты епархиальному начальству. Жертвовал деньги в пользу больных и раненных «защитников Престола и Родины на Дальнем Востоке». Так, например, в начале 1904 г., совместно с местным псаломщиком Назаревским и учителем Костенко организовал сбор пожертвований среди прихожан села Гвоздовцы. В целом было собрано 40 рублей, 10 из которых пожертвовал лично о. Михаил.

Удостаивался благодарности со стороны епархиального начальства. В 1904 году ему было преподано Архипастырское благословение. В 1906 году утвержден членом благопристойного совета 5-го округа Хотинского уезда. В 1911 г. ко дню Св. Пасхи Его Преосвященством, Преосвященнейшим епископом Серафимом был награжден скуфьей.

В 1906 и 1907 годах был избран избирателем депутатов в Государственную думу Российской империи. В 1911 г. был внесен в список священников, утвержденных в заседаниях Кишиневского Епархиального Миссионерского совета в должности окружного помощника Епархиального миссионера.

В 1913 году некоторое время не служил в Гвоздовцах. 9 февраля этого года он был перемещен в церковь с. Русяны [19] Хотинского уезда, но уже 9 марта вернулся к исполнению священнических обязанностей в приходе с. Гвоздовцы.

Известно также, что о. Михаил вел активную борьбу с пьянством. 5 мая 1914 года он принял участие в собрании пастырей и избранных мирян 5-го благотворного округа и уезда для подготовки мероприятий по борьбе с народной нетрезвостью, которое происходило в с. Черелиуцах Хотинского уезда [20].

Священник Холдевич был участником Хотинского восстания 1919 г. Этот факт не обошли румынские власти, но судить его не отважились, только отобрали у него в 1919 году земельный надел. Во время румынской оккупации службу он не нес. Но крестьяне не бросили его в тяжкую минуту и помогали — чем могли. Со временем румынская власть сжалилась и вернула священнику землю.

В 1941 году, после повторной румынской оккупации о. Холдевич заступился перед румынскими властями за гвоздовецких комсомольцев и спас их от суда и от возможной смертной казни [22].

ДЬЯКОНЫ И ДЬЯЧКИ

Пищенко Иван Петрович, 1796 года рождения, зять священника Леонтия Шимановского, служил в Гвоздовцах дьячком с 1825 года и, по меньшей мере — до 1852 года.

Кириллович Дмитрий Васильевич, 1818 года рождения (сын священника В.Кирилловича), служил в Гвоздовцах дьяконом в 1850-51 годах. В дальнейшем, видимо стал священником в другом приходе.

Пищенко Иван, 1819 года рождения (наверняка – сын дьячка И. Пищенко), служил в Гвоздовцах дьяконом с 1852 года.

Кочуровский Стефан Иванович, 1782 года рождения, служил в Гвоздовцах дьяконом или дьячком по меньшей мере с 1822 года до 1837 года (хотя вероятно, что больше) [23].

Беньковский Николай, служил дьячком в Гвоздовцах в 1860-х гг. В 1868 г. был перемещен на место дьячка в Преображенскую церковь села Керстинець.

Гримальский Михаил, служил дьячком при Преображенский церкви села Керстинець. В 1868 г. был перемещен в с. Гвоздовцы.

ПСАЛОМЩИКИ

Гримальский Максим некоторое время был внештатным псаломщиком в Гвоздовцах. 27 января 1887 г., будучи безместным пономарем, назначен на вакансию псаломщика в село Климовцы Сорокского уезда.

Назаревич Петр в 1911 г. за службу по епархиальному ведомству, ко дню рождения Его Императорского Величества награжден Благословением Святейшего Синода с грамотой.

ПОНОМАРИ

Нагачевский Леонтий, пономарский сын, в мае 1867 г. назначен пономарем в село Гвоздовцы. Известно, что дети Леонтия также пошли по стопам отца. По крайней мере, двое его сыновей служили псаломщиками в Хотинском и Белецком уездах.

Мандзяк А.С., Кучерявый О.П.

Примечания к материалу:

1. Вход в церквях типа хаты, как и в жилых зданиях, устраивался с южной стороны, в отличие от большинства русских и украинских деревянных церквей, где он был размещен с запада (по оси). У центральной части здания вместо плоской или трапецеподобного потолка поднимался цилиндрический или сферический свод, что наверное произошло под влиянием каменной архитектуры. Когда понадобилось соединить звонницу с церковью, одновременно ее начали пристраивать к церкви -хате с юга. Устроивши вход через звонницу, одновременно увеличили объем церкви. Звонница возводилась той же высоты, что и церковь, или была немного выше. Она расчленялась на два яруса, нижний строго сбегался с высотой церкви, нижний — с высотой кровли. (Деревянные церкви // http://www.bessarabia.ru/biserica1.htm)

2. Халиппа И. Сведения о состоянии церквей в Бессарабии в 1812 – 1813 гг. // Труды Бессарабской Губернской ученой архивной комиссии. – Т. III. – Кишинев, 1907. – С. 260.

3. Халипа И.Н. Роспись землевладения и сословного строя населения Бессарабии по данным переписи 1817 года // Труды Бессарабской Губернской ученой архивной комиссии. – Т. III. – Кишинев, 1907. – С. 18.

4. «Кишиневские епархиальные ведомости» — первый журнал в Бессарабии. Начал выходить с 1 июля 1867 г. Под этим заголовком журнал выходив до июля 1917 г.

5. «Церковные ведомости» — еженедельный журнал, официальный орган Святейшего синода. Издавался с 1888 года.

6.  «Луминэторул» («Luminătorul» — «Просветитель») — журнал молдавского духовенства. Выходил с 15 января 1908 г.

7. В оригинале: «Исповедные росписи о людях Православнаго Исповедания бывших и небывших у святого причастия за 1821-го по 1852-й годов Хотинскага уезда селения Гвоздоуцъ по Архангело Михайловской церкви».

8. фамилия указана не точно – так как удалось расшифровать по церковной книге «Исповедные росписи о людях Православнаго Исповедания бывших и небывших у святого причастия за 1821-го по 1852-й годов Хотинскага уезда селения Гвоздоуцъ по Архангело Михайловской церкви»

9. Исповедные росписи о людях Православнаго Исповедания бывших и небывших у святого причастия за 1821-го по 1852-й годов Хотинскага уезда селения Гвоздоуцъ по Архангело Михайловской церкви.

10. в дальнейшем — Бельцкий уезд (ныне – отдельный г. Бельць Молдовы)

11. Ныне, Клокушна – село в Молдове, в Окницком районе, около границы с Украиной.

12. Перемещения, назначения и увольнения // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1897. — № 4. – С. 49.

13. Определение Святейшего Синода // Церковные ведомости. – СПб., 1890. — № 34. – С. 371.

14. Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1890. — № 22. – С. 969.

15. Присоединены к православию // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1891. — № 22. – С. 336.

16. Назначены // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1891. – № 18. – С. 283.

17. Праницкий Д. Освящение церкви в с. Непоротове Хотинского уезда // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1892. — № 10. – с. 240.

18. Из воспоминаний бывшего предстедателя гвоздовецкого сельсовета Кучерявого Василия Александровича

19. ныне – Единецкий район Молдовы

10. Начало борьбы с народной нетрезвостью в 5-ом округе Хотинского уезда // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1914. — № 16. – С. 736 – 741.

11. Известно, что в Хотинском восстании принимали участие и некоторые иные родственники о. Михаила, например священник церкви с. Рукшин Хотинского уезда, Иоанн Ксенофонтович Холдевич.

12. Из воспоминаний Кучерявого Порфирия Филипповича

13. Исповедные росписи о людях Православнаго Исповедания бывших и небывших у святого причастия за 1821-го по 1852-й годов Хотинскага уезда селения Гвоздоуцъ по Архангело Михайловской церкви.

В настоящее время гвоздовецкая церковь ремонтируется. Силами территориальной общины села удалось сделать внешний ремонт, но ремонт и реконструкция внутреннего убранства храма также нуждается в немалых средствах. Поэтому мы обращаемся ко всем небезразличным, прежде всего — к выходцам из села Гвоздовцы, с просьбой оказать финансовую помощь родному храму для завершения ремонтных работ. Реквизиты для перечисления средств с признательностью будут высланы благодетелям на запрос по электронной почте. Просьба пользоваться исключительно электронными адресами, указанными на странице “Контакты” нашего сайта.

********************

5 ноября 2015 года на сайте опубликована новая статья о церкви села Гвоздовцы — «Свято-Дмитриевская церковь села Гвоздовцы», в которой отражены более полные и более точные исторические данные.  

Мітки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

2 комментария к “Гвоздовецкая церковь и ее духовные особы (XIX ст. — 1919 г.)”

  1. отличный сайт, мне очень понравился, спасибо автору

  2. Понравился пост))). спасибо

Залишити коментар