8 ноября в Гвоздовцах храмовый праздник. Именно в этот день 8 ноября (по старому стилю — 26 октября) 1870 года, в празднование в честь Святого Дмитрия Солунского, была освящена новопостроенная сельская церковь. Как известно, построил ее за собственные средства помещик Самсон, которого это обязал сделать суд в качестве условия освобождения от наказания. Но не так уж важно – почему он ее построил, важно то, что была построена новая, большая, красивая церковь, которая много десятков лет была одной из самых больших и самых красивых на территории Хотинского уезда. А при Советской власти это была единственная действующая православная церковь в районе.

По народным поверьям, святой Дмитрий (Димитрий) завершает земледельческий год, замыкает землю и приводит зиму; держит ключи у себя до весны, а весной передает их святому Юрию. Тот, в свою очередь, за этими ключами приезжает на белом коне и отпирает землю весне. В галичской колядке поют:

«В святого Дмитра трубка з срібла,

В святого Юрія труба з тура.

А як затрубив же святий Дмитро

Та й покрив снігом всі гори біло.

Святий Юрій як же затрубив,

Всю кригу розбив, дерево розвив«.

В это время заканчивается период свадеб, а соответственно и период сватаний; в народе считали, что до праздника Дмитрия, когда было много сватающихся, девушки еще могли перебирать женихами, повредничать, а после Дмитрия — на исходе сватанья, не засватанные грустят и уже рады бы выйти замуж за кого-нибудь; поэтому говорят: «До Дмитрия девка хитрая, а по Дмитрию лавку (сапог, печь) ею вытри».

«На Дмитрия» угадывали погоду: если на Дмитрия день без снега, то еще не будет зимы. Если «Дмитрий» со снегом — весна будет поздняя. Если в день Святого Дмитрия снег — и на Пасху будет снег, не будет снега — Пасха будет теплой. Сразу же надо заметить, что эти приметы, в связи с глобальными изменениями климата, уже не работают.

В Гвоздовцах, как и в большинстве окружающих сел, после праздничного церковного богослужения селяне идут праздновать домой. Праздничный стол готовят в каждом доме, поскольку в каждый дом может прийти в гости кто угодно без приглашения. Конечно, приходят не кто угодно, а родственники, друзья и хорошие знакомые.

Раньше праздновали без чрезмерного употребления алкогольных напитков, пели, танцевали. Музыки не было, поэтому танцевали «под пыскы» («пысок» — рот или «морда», в зависимости от выражения). Т.е., изображали мелодию сами — ртом, губами.

В наше время, к сожалению, празднование практически целиком ограничивается простым застольем.

В связи с храмовым праздником видимо следует рассказать посетителям сайта и о том, кто такой Святой Дмитрий, в честь которого в Гвоздовцах освящена церковь и все православные празднуют этот день в его честь. Рассказ печатается по материалам, изложенным в Википедии и на сайте Церковно-етнографічного комплекса «Українське село«.

Святой Дмитрий Солунский (†8 ноября 306 г.) — известный и почитаемый украинским народом ( и не только украинским) святой великомученик из г. Солунь (Салоники) в Греции. Имя его распространено среди украинского народа и в его честь в Украине (и не только в Украине) построено много церквей.

Шло уже третье столетие христианства, римское язычество усиливало гонения. Это было время правления императора (Августа) Диоклециана и соправителя Востока Галерия Максимиана. Диоклециан был выдающимся политиком, в течение почти 20-ти лет христиане жили спокойно при его правлении, но со временем, для укрепления империи, он издает декрет по которому каждый гражданин Римской империи должен был засвидетельствовать свое почтение к императору. Император (Август) имел титул Pontificа (Верховного Жреца), символизируя в одном человеке объединения светской и духовной власти. Для оказания почестей Августа все граждане Римской империи должны были принести жертву перед его образом в языческом храме среди пантеона римских божеств.

Для христиан наступили трудные времена испытаний. С момента выхода декрета предоставлялось право служащим (судебной пятерке), записывать всех граждан империи в списки, где указывали тех, которые принесли жертвы богам Римской империи. У тех же, кто отказывался принести жертву, должны были конфисковывать имущество, христианскую литературу, их можно было отдавать на пытки, до тех пор, пока не откажутся от своего упрямства, или же при дальнейшем отказе, казнить, как врагов Римской империи. Христиане не могли приносить жертву идолам, а потому, издание декрета выявило значительное их число в империи, что очень обеспокоило императорский двор и правителей провинций особенно на Востоке.

Диоклециан отмечался порядочностью и честностью, и как человек он понимал, что сам не сможет честно править, а потому избирает себе соправителем — Августом на Западе империи Констанца Хлора, себе оставивши Восток. В дальнейшем он назначает кесаря на Востоке — Галерия Максимиана, отдавая ему часть власти, рассчитывая на порядочность этого человека. Но как оказалось со временем, кесари не отвечали высоким требованиям морали и часто допускали злоупотребления в управлении провинциями, а вину зачастую списывали на христиан. Попавши под такое влияние, Диоклециан соглашается на издание декрета против христиан (его автором считают кесаря Востока Галерия Максимиана — человека жестокого и грубого).

Дмитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках (Тессалониках, современное название Салоники, славянское название — Солунь). Отец и иметь св. Дмитрия были тайными христианами. В тайной домашней церкви, которая была в доме проконсула, мальчик был крещен. Дмитрий получил христианское воспитание. Когда умер отец, а Дмитрий стал уже совершеннолетним, кесарь Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, поставленная перед молодым стратегом, заключалось в обороне города от варваров и уничтожении христианства. Интересно, что среди варваров, которые несли угрозу римлянам, важное место занимали наши предки — славяне, которые часто селились на Фессалоникийском полуострове. Существует даже мнение, что родственники Дмитрия были славянского происхождения.

Относительно христиан, то воля императора была высказана однозначно: «Посылай на смерть каждого, кто призывает имя Распятого». Император не подозревал, назначая Дмитрия — какую широкую дорогу открывает Дмитрию для исповедования христианских подвигов. Приняв назначение, Дмитрий поворачивается в Фессалоники и сразу, в тот же день, заявляет, что он христианин, и перед всеми прославил Иисуса Христа. Вместо того, чтобы преследовать христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять идолопоклонство и языческие обычаи. Автор жизни святого Дмитрия Метафраст говорит, что он стал для Фессалоников в своей безграничной верности Спасителю «вторым апостолом Павлом», так как именно «апостол народов» когда-то основал в этом городе первую общину верующих (1 Сол., 2 Фес.).

Когда император Максимиан узнал, что назначенный им проконсул — христианин и много римских подданных, увлеченные примером Дмитрия, приняли веру в Христа, гневу императора не было пределов.

Возвращаясь с похода из Причерноморья, император был преисполнен желания уничтожить солунских христиан. Он решил вести свою армию через Фессалоники. Узнав об этом, святом Дмитрий заранее дал указание своему верному помощнику Луппу раздать имение убогим, сказав: «Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного», а сам отдался посту и молитве, готовя себя к принятию венца мученика. Когда император Максимиан вошел в город и вызвал к себе Дмитрия, последний смело признал себя христианином и осудил бесполезность римского идолопоклонства. Максимиан дал указание посадить Дмитрия в тюрьму.

Тем временем, сам император отдался гладиаторским побоищам, любуясь, как его любимый борец Лий скидывал с высокого помоста на копья воинов, побежденных им христиан. Отважный юноша Нестор, из солунских христиан, пришел в тюрьму, к своему наставнику Дмитрию, и просил его дать благословение на борьбу с варваром Лием. Получив благословение, Нестор победил Лия и сбросил его с помоста на копья воинов, так же, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный император приказал немедленно лишить жизни святого мученика Нестора, а также послал воинов в тюрьму пробить копьями святого Дмитрия. На рассвете 8 ноября (по старому стилю — 26 октября) 306 года в подземную тюрьму явились палачи и пробили святого Дмитрия копьями.

Тело святого великомученика Дмитрия было выброшено на пищу диким зверям, но набожные солунские христиане забрали тело и похоронили. Во времена святого равноапостольного Константина Великого (306-337) над могилой святого Дмитрия было построено Базилику Святого Дмитрия в городе Салоники, которая ныне находится под охраной ЮНЕСКО.

Почитание великомученика Дмитрия началось сразу после принятия крещения Киевской Руси. В начале 70-х годов XI-го века был основан Дмитриевский монастырь в Киеве, известный нам позже, как Свято-Михайловский Златоверхий монастырь. Построил монастырь сын Ярослава Мудрого великий князь Изяслав, в крещении получивший имя Дмитрий. Память святого Дмитрия Солунского с давних времен была связана с подвигом воинов, патриотизмом и защитой родной земли.

Мітки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

3 комментария к “В Гвоздовцах 8 ноября Храмовый праздник”

  1. Спасибо, очень интересная заметка.

  2. Хороший у вас блог! удачи в развитии

  3. Поздравляю вас Старо-Новым годом, желаю вам в новом году успехов и спасибо что вы находите время поддерживать ваш замечательный сайт!

Залишити коментар